Сначала об алкоголе. В России работают 23 завода по производству этилового спирта. В среднем 70% своей продукции они направляют производителям алкоголя (кто-то больше, кто-то меньше). Здесь полный контроль — сколько, кому, когда отправили, когда товар был получен, что из него сделали и т.д. Однако около 30% спирта идет по категории «фармакологическая субстанция» — на производство лекарственных средств, дезинфицирующих растворов и т.д. Этот спирт, его хождение и пункт назначения, практически не отслеживаются. Акциз с этого спирта не взимается, ведь лекарства не должны дорого стоить…
Когда контроля нет, спирт течет туда, где больше выгоды.
Понятно, что это подпольные предприятия по производству алкогольной продукции. Здесь уже давно сложившийся бизнес, причем очень выгодный, надежные каналы поставок, собственная система взаимоотношений с властью. И, надо полагать, коррупционные корни находятся где-то очень глубоко, потому что трудно углядеть иную логику в том, чтобы оставлять значительные объемы спирта без акцизов и практически без контроля. Скорее всего, на федеральном уровне поработало очень серьезное лобби: где большие деньги — там и большая политика.
Таким образом, контроль «сверху» за спиртом, подпадающим под категорию «фармакологическая субстанция», установлен не был. Может быть эту функцию отдали «низовому» контролю — полиции, Роспотребнадзору? Нет, они не имеют права контролировать в каком-то особом порядке предприятия, работающие со спиртосодержащими веществами, если эти предприятия не заявляют целью производство алкогольной продукции. Контролировать такие предприятия полиция и Роспотребнадзор могут только в соответствии с законом и идеологической установкой «не кошмарить бизнес». То есть проверки либо по заявлениям пострадавших потребителей, либо раз в три года, за год вперед заявив о предстоящей проверке (если перерегистрировать фирму хотя бы раз в год, то плановых проверок не будет вообще). Все остальное будет рассматриваться как превышение должностных полномочий, причинение ущерба субъекту экономической деятельности и т.д. Законодатель достаточно постарался, чтобы обезопасить предприимчивых граждан.
Производство косметической продукции, к которой как раз и относится злополучное «средство для ванн Боярышник», по части применения спирта контролю не подлежит. Возможно ли остановить продажу этой продукции в торговых точках? Практически нет. Это же не алкогольная продукция, а косметическое средство.
Но, все же, имея желание, власть может кое-что сделать. Администрация города Иркутска именно так и поступила. Сигналы о том, что люди пьют средство для ванн «Боярышник», в мэрии услышали, и очень тихо, без лишней помпы, но эффективно поработали с теми продавцами, которые размещали свои торговые точки на муниципальной земле либо на арендованных у города площадях. При нашем довольно жестком (в некоторых вопросах) законодательстве и довольно халатном отношении к нему со стороны бизнеса всегда можно найти причины для расторжения договора аренды.
На одной стороне улицы мэрия убрала торговлю «Боярышником», а на другой — не может, потому что в Иркутске довольно много торговых точек размещаются на землях, которые по закону находятся в управлении правительства Иркутской области. Закон о переходе управления неразграниченными землями в городе Иркутске был принят еще во времена губернатора Александра Тишанина — для создания «Иркутской агломерации». С тех пор областное Минимущества управляет городскими землями по своему усмотрению.
Мэрия еще летом направила письмо в правительство Иркутской области и Роспотребназор, где была изложена вся ситуация и давались рекомендации немедленно действовать, чтобы остановить торговлю спиртосодержащей косметической продукцией. Предлагалось провести совместное совещание, где бы чиновники муниципалитета рассказали, какой алгоритм действий они выбрали, и, возможно, сообща с областной властью и Роспотребнадзором, нашли бы еще более эффективные методы борьбы с этим опасным явлением.
Не так давно облправительство заявило, что давало ответ на это письмо. В нем за подписью зампреда правительства Антона Логашова говорится о том, что косметическая продукция государственному регулированию не подлежит…
Между тем, было еще и около сотни протоколов от полиции, которые направлялись в Минимущества, и только по двум из них была правовая реакция со стороны министерства: оно направило в суд иски о закрытии двух торговых точек.
Ничего бы не изменилось — город бы по-прежнему вычищал со своей земли «Боярышники» и прочие очень ценные косметические напитки, область по-прежнему закрывала бы на них глаза — если бы не преступная ошибка, которую допустили производители контрафакта.
Дело в том, что налаженные каналы поставки этилового спирта были год назад нарушены: раньше сюда шел спирт из Казахстана или из Питера. Но предприятие в Питере было лишено лицензии на производство этилового спирта, а поставки из соседнего государства прекратились из-за изменения российского законодательства в части перемещения спирта. Но бренд «Боярышник» был к этому времени раскрученным и очень популярным у определенной категории потребителей.
Кто эти потребители? Ошибочно думать, что это исключительно спившиеся и опустившиеся люди. Нет, среди погибших всего один бомж. Все остальные — относительно благополучные люди, хоть и небогатые. Некоторые из них вообще сознательно выбирали «Боярышник», потому что в нем раньше использовался качественный этиловый спирт, в который были добавлены лимонная кислота и натуральная настойка боярышника. По вкусу это «средство для ванны» напоминает горькую настойку. Люди пили ее уже год-два, привыкли к вкусу и доверяли качеству.
Но в цепочке производства, из-за смены каналов поставки спирта, произошли изменения. Раскрученным нелегальным брендом занялись производители, опять же, нелегальных омывателей для стекол в автомобилях. Эти деятели выпускали продукцию на основе метилового спирта (10 грамм которого достаточно для отравления человека). К слову, антифриз этот тоже контрафактный: в России запрещен выпуск автомобильных омывателей на метаноле. Но люди активно пользуются этой продукцией, случаев отравления не было, возможно, из-за того, что все понимают — спирт технический, его пить нельзя.
Производители этой нелегальной продукции могли и не понимать, что «Боярышник» их производства будет смертельно опасным. В принципе, если подходить к этой теме формально, их и отравителями считать нельзя — и хотя на пузырьке написано «этиловый спирт», но там же — и предупреждение «для наружного применения». Поэтому уголовное дело возбуждено по статье 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», повлекшее опасные последствия.
Гибель людей от «Боярышника» стала единственной возможностью для того, чтобы правоохранительные органы получили право изымать это средство и спирт, используемый для его производства. В ином случае все продолжилось бы, как и шло.
Еще один деликатный момент. На нем, пожалуй, стоит остановиться отдельно. Этот бизнес практически полностью контролировался этнической группировкой: многие из задержанных продавцов, перевозчиков — по национальности, азербайджанцы. Кто-то из них имеет российское гражданство, но большинство — граждане другого государства. Поэтому можно говорить о том, что производство, транспортировка и сбыт находились в одних руках, хотя формально доказать это будет сложно. По всей видимости, некоторым иностранным гостям вскоре очень захочется поехать домой, слишком долго загостились.
А нам пора наводить порядок у себя дома — в области, в стране.
Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на и.о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК России Светлану Петренко, по делу о массовом отравлении людей «Боярышником» проводятся дополнительные следственные действия в правительстве Иркутской области. Подробности не уточняются, но, судя по всему, подробно изучается переписка чиновников облправительства с мэрией и полицией, и какие действия были предприняты по результатам этих обращений.
А в целом по стране решено взяться за проблему радикально: как сообщил на пресс-конференции Владимир Путин, будет введен акциз на весь этиловый спирт. Это устранит опасное лукавство с якобы «косметическими средствами», которые идут исключительно в качестве дешевой выпивки.
Иркутяне уже неделю задаются вопросом, есть ли хоть кто-то, кто использовал «Боярышник» для приема ванн? И пока ни одного такого человека не обнаружили.
Иван Пахомов, IRK.ru
Сомневаюсь, что качество той части этилового спирта, что идет на технические цели, лучше. Скорее, одно и то же. Тем не менее, именно на эту техническую часть (30% производства) следовало бы установить такие акцизы, что бы не выгодно было его использовать в других целях. Это в интересах самих…