Станция метро «Охотный Ряд» — самое сердце страны. С места, где мы находимся, до Красной площади два шага. А здесь, по адресу Охотный Ряд, 1, размещается Государственная Дума — политический олимп страны.
— Вам не надо на Охотный Ряд, — разворачивает нас по телефону наш «навигатор» Алексей Петров, помощник депутата Николая Николаева. — Обойдите с другой стороны: сначала по Большой Дмитровке, потом налево — по Георгиевскому переулку. Там сами увидите…
Дело в том, что Госдума размещается в двух зданиях, соединенных между собой переходами и общим двором, — корпуса образуют целый квартал. Старое здание считается более престижным, чем новое. Но, видимо, это уравновешивается статусностью комитетов: экономический блок размещается в новом корпусе, социальный — в старом. Нам нужно в новое здание.
Настоящее закулисье!
Алексей сегодня — наш Вергилий. Он работает помощником депутата Николая Николаева, которого избрали в нынешнем году жители Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края по партийному списку «Единой России». Алексей — сама коммуникабельность, как и его шеф. Именно этим обстоятельством мы и воспользовались, напросившись в гости.
Чтобы оказаться в Госдуме, нужно сначала пройти первую зону досмотра, где установлены металлоискатели. Потом в бюро пропусков получить разовый пропуск и уже непосредственно на входе пройти ещё одну проверку. Посетителей много, но никакого ажиотажа. Если вам назначена встреча в Госдуме по времени, то лучше прийти пораньше минут на 15-20 — именно столько уходит на зону контроля и пропусков.
Как и театр, Госдума начинается с вешалки. Вернее, с гардероба. Он размещается в огромном фойе с великолепными зеркалами и колоннами. Рядом с гардеробом — зона пресс-подходов: не ошибешься — на заднике большими золотыми буквами написано «Государственная Дума». Именно с этой точки жители страны чаще всего видят Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова, дарящих миру своё мнение по любому важному вопросу.
Нам нужен шестой этаж, там располагается комитет Николая Николаева. В коридоре на этаже как в студенческом общежитии перед возвращением жильцов с каникул: всюду мебель — столы, стулья, шкафы, которые выставили из кабинетов на время ремонта и вернут ли назад, неизвестно.
В распоряжении депутата — два смежных помещения: кабинет и приёмная, она же — место дислокации помощников. Ощущение общежития не проходит: приёмная пока не обустроена, но работа уже началась, и на столах успело скопиться много бумаг.
— Давайте чаем угощу, пока у Николая Петровича совещание, — предлагает Алексей.
Как оказалось, тема совещания — ситуация в Иркутской области. И в кабинете у Николаева собрались те, кому она небезразлична: Сергей Тен, который был избран от Шелеховского избирательного округа, Андрей Чернышев — Братский округ, Алексей Красноштанов — Ангарский округ.
Место встречи выбрано не случайно: Николаев — единственный из наших депутатов, у кого есть свой полноценный кабинет. Остальным в лучшем случае приходится делить рабочее место с помощниками и секретарем. В худшем — мыкаться по чужим углам.
Дело в том, что Госдума с нынешнего срока будет не декоративно-прикладным, а рабочим органом власти. Во всяком случае, это намерение продекларировано. И «кабинетный вопрос» в ряду других поставлен на службу этой цели. Теперь решено, что каждый комитет должен размещаться компактно — в одном корпусе, на одном этаже. Но некоторые парламентарии-старожилы не хотят съезжать из своих кабинетов, чем создают проблемы.
Николай Будуев
Пока дожидаемся окончания совещания, прибегает еще один депутат — Николай Будуев, журналист, член ОНФ из Улан-Удэ. Давно собирались с ним познакомиться, и вот подходящий случай.
— Николай, как вам в Москве? Вы уже устроились?
— Как устроился? Кабинет есть, место в гостинице — тоже. Друзей, родственников нет, так что от работы ничего не отвлекает.
Николай Будуев — парень холостой, поэтому жить ему придется в гостинице. Семейным депутатам полагается служебная квартира. Её, как и кабинет, и всё прочее имущество, дают на время полномочий.
Будуев — человек-проблема: был улан-удэнским журналистом, критиковал местную власть, та решила с ним воевать и в результате получила не просто оппозиционного журналиста, а депутата Госдумы.
— Николай, к вам еще ходоков не засылали от главы республики Наговицына и мэра Улан-Удэ Голкова? Всё же в Госдуме не так много представителей Бурятии, чтобы с имеющимися воевать.
— Не будем воевать, — заверяет Будуев. — Я человек конструктивный: что выгодно Бурятии, буду делать, что невыгодно — не буду.
Однако пока Николай Будуев всеми мыслями в Бурятии, а не в Москве, поэтому по инерции всматривается больше в то, что происходит на малой родине. Глобальные процессы федерального масштаба его еще не увлекли.
— Как они могут тратить бюджетные деньги на какие-то кинофестивали, когда на школьное питание детей из малообеспеченных семей выделяется всего 10 рублей в день? Это же стакан пустого чая и кусок хлеба! Разве так нужно расставлять приоритеты? — возмущается молодой депутат, рассказывая о планах правительства Бурятии провести на государственные деньги мероприятие для избранного круга «киношников».
Мы пытаемся вступиться за кинофестиваль. Всё же это важное мероприятие для регионального бренда, продвижения Байкала и так далее.
— О чем мы спорим? Я всё прекрасно знаю. И сам снимаю кино! Но пока у нас дети в школах голодают, фестивали проводить нужно на деньги спонсоров.
Кинорежиссеры в Госдуме — не новинка. Но таких, как Николай Будуев, похоже, еще не было. Он охотно показывает нам трейлер к своему блокбастеру. Картину полностью сделали на «местном материале»: в её основу положена история городских войн в Улан-Удэ, когда один район выходил стенкой на другой и главным было научиться ничего не бояться.
— Не надо бояться криминала, не надо бояться зла. Надо всему этому противостоять. Фильм — о поколении, которое прошло через эти истины, — рассказывает Николай.
Андрей Чернышев
Совещание закончилось, из кабинета выходят депутаты. Увидев нас, явно испытывают секундное замешательство: такие знакомые по Иркутску лица, но откуда, по какому поводу в Москве? Раскланиваемся, договариваемся о встречах.
Перекидываемся несколькими фразами с Андреем Чернышевым: ситуация в Братске и Братском районе день ото дня становится всё сложнее.
— Андрей Владимирович, как Братск?
— Сложно. Надо, чтобы и мы, и мэр, и область вместе навалились — программу переселения из ветхого и аварийного жилья нужно выполнить. Нельзя потерять федеральные деньги. Чтобы остаться в программе, нужно много работать на всех уровнях.
— А по Братскому району?
— Главная проблема — теплоисточник в Вихоревке. Но весь отопительный сезон будет непростым… Не везде на северах хорошо к нему подготовились. Так что будем постоянно на связи. Иногда людям легче до депутатов Госдумы добраться, чем до своей местной власти.
Андрей Чернышев до недавнего времени был депутатом Законодательного Собрания Иркутской области. В Госдуму избрался впервые. Он, как и Николай Будуев, вошел в комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Председатель этого комитета — Николай Николаев. Таким образом сформировалось довольно крепкое, работоспособное ядро из представителей Байкальского региона. Это лоббистский кулак, при помощи которого можно пробивать интересы Иркутской области, Бурятии и Забайкалья.
Николай Николаев
В кабинете Николая Николаева педантичный порядок — только так можно справиться с огромным валом работы. Отказываться от когда-то начатых дел он пока не научился, и комитет Госдумы пошел у него плюсом к Общероссийскому народному фронту. Для того чтобы всё успевать, ему пришлось задействовать личное время.
— Как прошло ваше совещание по Иркутской области?
— Конструктивно. У нас сейчас очень серьезное представительство в таких важных комитетах, как по бюджету — там Алексей Красноштанов, по транспорту — Сергей Тен, по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям — мы с Андреем Чернышевым. Эти все направления очень важны для области. И мы как раз обсуждали, во-первых, какие возможности у нас есть, потому что сейчас идет бюджетный процесс и интересы области нужно защищать. И, во-вторых, как выстроить конструктивные отношения с правительством региона: если мы все вместе хотим добиться положительного эффекта для Иркутской области, то нужно и работать сообща, — поясняет Николай Петрович.
— У людей вообще какой-то разрыв шаблонов. Как раньше было? Выборы прошли — и всё, никого из политиков не видно, не слышно. Ну один приедет, а где остальные — никто не знает. А тут — кабинеты в Госдуме ещё не успели получить, а уже все до единого побывали в своих округах, — удивляемся мы.
— И полезли, и полезли, — смеётся Николаев. И потом добавляет уже серьёзно:
— Нет, это важно, потому что мы как раз сейчас говорили о том, что возможностей у нас много. Мы можем не просто писать какие-то запросы (это, само собой, очень важно), но и непосредственно выполнять задачи, которые ставят наши избиратели. Это касается развития территорий — мы сейчас смотрим, какие есть проекты и что нужно сделать, чтобы они работали. Много тем для развития социального предпринимательства. И еще важное направление — законы. У нас идёт целый ряд законопроектов, напрямую касающихся Иркутской области. Помните, в сентябре жители Иркутского района выходили на митинги? Их поселки попали в категорию лесных земель, прокуратура требует сноса домов. Сейчас мы решаем эту проблему.
По оценкам Николая Николаева, в Иркутской области порядка 10 тысяч случаев, когда люди законно приобретали участки, строили дома, а потом вдруг выяснилось, что земля имеет другую категорию и относится к лесному фонду. Законопроект, который должен защитить права граждан, обсуждается в Правительстве РФ при непосредственном участии наших депутатов.
— Экологические активисты неоднозначно относятся к законопроекту и нашему предложению о том, что в таких конфликтных ситуациях права граждан должны находиться в приоритете. Они уже дали название законопроекту — «лесная амнистия», — рассказывает депутат. — Ничуть это не амнистия! Потому что амнистия — это когда ты в чем-то виноват, а тебя освобождают от ответственности. Здесь наоборот — скорее реабилитация добропорядочных покупателей земельных участков. Мы сейчас ведем работу с правительством, чтобы было четко прописано: введение этого закона в действие не освобождает от ответственности тех, кто незаконно получал и продавал лесные участки.
В этом же законопроекте, по словам Николая Николаева, планируется урегулировать вопросы по лесным поселкам.
— Мы в Иркутской области выезжали в несколько лесных поселков. Слушайте, ну это всё, это тупик: они не могут ничего строить, инвестиции туда не идут, потому что это земли лесного фонда, там строить в принципе ничего нельзя. Законопроект освободит лесные поселки от таких ограничений.
Таких примеров, где пересекаются государственные задачи и интересы населения, очень много. На стеллаже в кабинете Николая Николаева разложена необычная карта Иркутской области: она сделана из больших пазлов, где каждый район — отдельный кусочек. Это подарок от команды, которая помогала Николаеву во время избирательной кампании: каждый пазл — район, где побывали. Карта собрана полностью, побывали везде.
— Да, хорошая карта. Очень полезная, — улыбается Николай Николаев. — Все эти точечки, которые вы видите на ней, для меня — примеры. Я когда выступаю где-нибудь — в комитете, в администрации на совещании, я говорю: «А вот вы знаете, что в поселке Чикан Жигаловского района…» «Где?!» — удивляются люди из министерств. Реальный пример — это аргумент, который ничем не перешибешь, поэтому я ездил и буду ездить по Иркутской области. Мы заезжали в такие места, где уже давным-давно люди не видели ни одного представителя власти.
Из ноябрьской поездки в Приангарье Николай Николаев привез в Москву проблемы образования: он уже побывал у нового министра образования Ольги Васильевой и рассказал ей об училище в Куйтуне, которое закрывается, и о филиале Сибирского университета водного транспорта в Усть-Куте — его тоже хотят закрыть и перевести студентов в Новосибирск. Но многим просто не по карману учиться далеко от дома, да и кто из молодежи потом поедет из Новосибирска обратно в Усть-Кут? Эти примеры с мест дают Николаю Николаеву возможность доносить до исполнительной власти реальные проблемы: есть Усть-Илимск, Усть-Кут, Куйтун, там у людей такие-то и такие-то трудности.
— Николай Петрович, а вы сейчас больше кто — ОНФ или Госдума? Как вы сочетаете эти две функции? И вообще, вы сейчас больше москвич или иркутянин? — интересуемся мы.
— По поводу москвича и иркутянина это очень интересный, кстати, вопрос, абсолютно не праздный. Меня здесь уже представляли на какой-то пресс-конференции: «Ну, теперь слово сибирякам». Или на совещаниях: «У вас там в Иркутске». Я абсолютно не отрицаю, что действительно, это у нас, у меня в Иркутске. Что касается ОНФ и Госдумы, то это тоже разные такие ипостаси, которые не мешают, а только помогают друг другу. Сейчас, например, мы рассматриваем темы, связанные с садоводством, и пользуемся мониторингами, которые осуществляет ОНФ. Это очень важно, поскольку мы изначально отталкиваемся от запроса общества. Опять же, те задачи, которые ставились президентом перед ОНФ, те инициативы, которые звучали на форумах, требуют законодательных изменений.
— Николай Петрович, вот вы возглавили комитет и получили какие-то законопроекты, которые рассматривались предыдущим составом Госдумы, комитетом, и прошли первое чтение. А вы сейчас посмотрели и считаете, что они требуют корректив. Как вы работаете с этими переходящими вопросами? Принять, а потом корректировать?
— Что касается законотворческой работы — комитету от прошлой Госдумы досталось более 130 законопроектов. Эти вопросы, конечно, требуют решения. Поэтому мы сейчас очень активно работаем. У нас проходят заседания комитета два раза в неделю (в прежнем созыве комитет заседал один-два раза в месяц. — Прим. ред.), при этом первый день комитет работает с законопроектами, которые остались, а второй день — тематические заседания. Что это такое? Понятно, все депутаты разные — по образованию, жизненному опыту, месту жительства в конце концов. Но важно, чтобы, несмотря ни на что, все законопроекты обсуждались ими… осознанно. И поэтому мы проводим тематические заседания комитета.
Мы приглашаем органы власти, общественность, науку. И целый час, а то и больше, рассматриваем вопрос со всех сторон, слушаем все аргументы, задаем вопросы и погружаемся в ситуацию. После этого рассматриваем законопроекты. Плюс у нас сейчас новшество, вот недавно как раз приняли такое решение, оно тоже будет интересно жителям Иркутской области, — это общественный экспертный совет при нашем комитете.
— Что это такое?
— Ну, что эксперты обычно делают — понятно, это квалифицированные люди, но их ограниченное количество и они часто бывают узкими специалистами. А нам очень нужны истории с мест, важно, как люди будут воспринимать законопроекты, поэтому мы решили сделать общественный экспертный совет, на который может зарегистрироваться каждый. И после того как человек зарегистрируется, мы готовы его вовлекать в работу по обсуждению законопроектов. Собираемся проводить такие обсуждения, заседания в формате вебинаров, потому что страна огромная и нужно охватить все её регионы.
Сейчас, например, обсуждается законопроект о садоводческих и огороднических товариществах. На Камчатке одна ситуация, на Кубани — другая, в Иркутской области — третья, но закон-то будет один, и он должен учитывать интересы всех. Поэтому Николай Николаев считает, что нужен общественный экспертный совет, который даст обратную связь с регионами. Мы охотно поддержали идею и заявили, что хотим в Общественный совет по экологии и водным ресурсам — велика страна, но отступать некуда, за нами Байкал.
Сергей Тен
У Сергея Тена, в отличие от его коллег-иркутян, в работе мало что изменилось. Будучи самым молодым по возрасту из всех политиков, представляющих регион в Госдуме, он — самый опытный. Этот созыв Госдумы для него второй. Кабинет не поменял, комитет — тоже.
Но когда мы заглянули к депутату в кабинет, вид у него был довольно уставший. Утром прилетел из Иркутска, уже побывал на куче совещаний, давал комментарии федеральным СМИ по новым законопроектам.
Эмоциональная перезагрузка и восстановление энергии у Сергея Тена сопровождаются распитием чая с мёдом. На рабочем столе, помимо папок с бумагами, фотография семьи и икона Николая Чудотворца. Сергей Тен — человек православный. Причем православие идёт по отцовской линии, от бабки-кореянки.
— А почему икона именно Николая Чудотворца? — спрашиваем мы.
— Я всё думал, кто же из святых является небесным покровителем дорожников? Решил, что Николай Чудотворец — он помогает тем, кто в пути. Дорожники же все такие — «старость меня дома не застанет — я в дороге, я в пути», — улыбается Сергей.
Для него работа в нынешнем созыве Госдумы — продолжение большого марафона, начавшегося еще в 2011 году, когда он был впервые избран в федеральный парламент. Перерыва в работе практически не было, если таковым не считать избирательную кампанию, проходившую более чем напряжённо.
Сергей Тен представляет нам своих сотрудников, которые размещаются в этом же кабинете: Виктория, она работает в команде недавно, всего пару месяцев; помощники депутата Дмитрий и Андрей — кстати, многодетные отцы (так же как и сам Тен), на двоих у них девять детей; Евгений Зеленов — руководитель аппарата, Герой России (военный летчик, работавший во всех горячих точках), сам дважды избирался депутатом Госдумы.
Интересуемся у Сергея Тена, от каких дел мы его оторвали.
— Готовлюсь докладывать по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Административный кодекс. Речь идет о нашем предложении запретить ездить на лысой резине, летней, зимой (с 1 декабря по 1 марта) и на шипованной — летом (с 1 июня по 1 сентября). Мы предлагаем внести отдельную статью, устанавливающую штраф в 2 тысячи рублей. Это вопрос безопасности, большой процент аварий дают такие нарушения. Тема вызвала большой интерес. Я, честно говоря, с таким количеством федеральных телеканалов ещё никогда не работал. За два дня побывал на РБК, ОТР, «Вести-24», дал комментарии НТВ, РЕН ТВ и другим. Конечно, введение штрафов — это история непопулярная. Много споров, вопросов — как же госавтоинспекторы будут исполнять норму закона? На самом деле, очень просто: есть специальная линейка (глубинометр), с помощью которой определяется остаточная глубина рисунка протектора. Кроме того, сейчас многие производители ставят специальный индикатор, который стирается по мере износа шины, в этом случае можно невооружённым глазом увидеть её состояние. Мы занимаемся этой темой уже три года.
Сергей Тен на секунду отвлекается от разговора, спрашивает у Виктории, в силе договоренность с министром образования Васильевой о завтрашней встрече или нет. «Всё в силе», — подтверждает секретарь. Тема касается иркутских вузов.
— Есть у нас в работе еще один законопроект — поправка в закон о недрах, чтобы упростить процедуру отвода участков, где расположены полезные ископаемые — грунт, песок и так далее, упростить получение этих материалов для строительства линейных объектов. Президент дал соответствующее поручение еще на заседании Госсовета в 2014 году, там было четко всё прописано. Но не секрет, что даже поручениям президента для законодательного воплощения нужна движущая сила. И мы над этим работаем. Я вносил законопроект от себя, потом правительство попросило отозвать, и они вносили этот же документ от себя. Мы пошли на это, тем более работали над законопроектом вместе.
Ещё в работе у Сергея Тена тема по дорожным фондам. Это один из основных вопросов, которым он занимался в Госдуме прежнего созыва и продолжил в нынешнем.
— Мы муниципальные дорожные фонды отбили дважды: первый раз, когда было доказано, что они нужны, а второй раз — когда были попытки ограничиться дорожными фондами только на уровне районов и городских округов. Сначала я тоже считал, что нужно укрупнить и собрать всё в один кулак. Но сейчас уже очевидно (спасибо за долгие споры, многочасовые дискуссии главам муниципалитетов), что дорожные фонды нужны и на уровне поселений. Пусть там будет 500—600 тысяч рублей, но это их деньги, на которые они могут лишний раз грейдер пустить или снегоуборочную технику. В целом я считаю, что муниципальные дорожные фонды надо полноценно пополнять. Сейчас они получают 10 % от акцизов за нефтепродукты. Остальные деньги зачисляются в региональный дорожный фонд. Но есть примеры в других регионах, где муниципалитетам отдали не 10 %, а 15, 20, и это дает хороший результат. В Бюджетном кодексе записано — не менее 10 %, а ты можешь отдать хоть 50 %.
По мнению депутата, которое он разделяет с ассоциацией РАДОР (Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами — объединяет всех представителей исполнительной власти регионов, курирующих дорожное хозяйство. — Прим. ред.), в дорожные фонды также нужно отдавать деньги от штрафов за нарушение ПДД (в Иркутской области речь идет о 400 миллионах рублей). За аренду земли под рекламные конструкции в полосе отвода федеральных автотрасс деньги давно уже идут в федеральный дорожный фонд. Почему не принять такое же правило по областным и муниципальным дорогам?
— А как насчет транспортного налога? Куда его лучше зачислять — в региональные или муниципальные дорожные фонды?
— Я считаю, что транспортный налог — это неправильный финансовый механизм, — ошарашил нас Сергей Тен. — Когда создавалась система дорожных фондов, исходили из принципа «пользователь платит». Но транспортный налог — это не пользователь платит, а владелец, независимо от того, ездит он или стоит. Акциз — правильный платеж, здесь пользователь платит: чем дальше ты едешь, тем больше платишь. А транспортный налог я воспринимаю как налог на роскошь. Почему его не отменяют? Пока заменить нечем, это всё же 90 миллиардов рублей в год.
— А как же города? Качество дорог в них серьезно хуже, чем на федеральных автотрассах. Федерация перестанет инвестировать?
— Нет, не перестанет. Сейчас по инициативе президента запускается проект «Безопасные качественные дороги». Города-миллионники получат по миллиарду рублей. Речь идет о 13-14 городах.
— А у нас неоформленная агломерация… Попадаем мимо дров?
— Мы будем участвовать в конкурсе среди 20 других городов. Там такое требование: участвуешь в конкурсе, выполняешь дорожные работы за свой счет, а уже потом федерация тебе компенсирует затраты. Речь идет о значительных инвестициях в городскую инфраструктуру.
Но дороги — не единственная тема Сергея Тена. Ему принадлежат поправки в законодательство об экологической экспертизе. Дело в том, что по нынешнему закону экологическая экспертиза требуется для всех строящихся объектов в радиусе 200 километров от озера Байкал. Сюда попадают и Усолье, и Черемхово, многие другие города и веси, никакого отношения не имеющие к водосборной системе Байкала. Но по действующему законодательству без экологической экспертизы не построишь ни школу, ни садик, ни склад, ни дом. А это — дополнительное обременение для строительства.
— Сейчас обсуждали у Николаева этот законопроект. Я предлагаю оставить обязательную экологическую экспертизу только в центральной экологической зоне Байкала, то есть непосредственно на территории, которая прилегает к озеру. А во всех остальных территориях вернуть прежний порядок.
Законопроект вносила группа депутатов, в составе которой был и Сергей Тен. Но после выборов в Госдуме остался всего один автор документа. И сегодня ему нужна поддержка представителей региона.
— Коллеги меня поддерживают. Округ Андрея Чернышева это меньше всего касается, там только Казачинско-Ленский район попадает. А округ Алексея Красноштанова и мой, безусловно, законопроект напрямую затрагивает. Николай Николаев также поддержал, готов провести круглый стол на эту тему с экспертным сообществом.
Еще один нашумевший законопроект Сергея Тена — о конфискации имущества за крупные коррупционные преступления.
— Пока не знаю, какова будет его судьба. Пойду разговаривать с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым, он до Госдумы был замом главы Следственного комитета России, — говорит Тен и тут же обращается к своим помощникам, — подберите мне всю нашу переписку с Верховным судом, с Генпрокуратурой. Попробую пробить эту тему в новом составе Госдумы, прежний не удалось убедить. Мы ждали приговоров в отношении Хорошавина, Гайзера, это были бы показательные вещи. У Хорошавина миллиард нашли. И я хочу понять, как эти деньги вернутся государству.
Алексей Красноштанов
С Алексеем Красноштановым мы договорились встретиться в знаменитой госдумовской круглой столовой, поскольку в кабинет он пригласить нас не мог — слишком стеснённые там условия. Но к тому времени, когда мы собрались, столовая уже закрылась.
Пристанище для разговора нам удалось найти в кафе рядом с Театральной площадью. Алексея здесь явно уже знают, официант ему широко улыбнулся, как старому знакомому. Как и многие приезжие депутаты-новички, он пытается хоть как-то организовать быт в этом огромном городе. Живёт в гостиничном номере, который ему предоставил аппарат Госдумы, питается в заведениях общепита.
— Там так тесно, что я постоянно ударяюсь обо что-нибудь коленями, — жалуется он нам на условия проживания в гостинице. — Думал привезти жену, поинтересовался в аппарате, можно ли. Мне сказали, почему нет? Я спросил, дадут ли номер побольше. Отвечают: «Нет». «А как спать?» «По очереди!»
За окном — снег и ветер, московская промозглость, а в кафе тихо и уютно, мы — единственные посетители.
— Какие-то вещи вас удивляют в Москве? Все говорят, дескать, у Кремля много башен, и Иркутскую область отсюда не видно. А вам как кажется?
— Я думаю, что и Красноярский край не видно, и другие регионы. Никому интересы Сибири не важны, по большому счету.
— А в чем это чувствуется, в законопроектах?
— Во всём. Вот смотрите, нас внесли в бюджет на 2017 год. В этом бюджете будет большая статья — акцизы, собираемые с нефтепродуктов. Раньше они распределялись по регионам: производят нефтепродукты в Иркутской области — акцизы оставались в Иркутской области. Что делают сегодня? Взяли все акцизы за нефтепродукты, 100 % собрали в федеральный бюджет и уже оттуда распределяют по регионам. И наша многострадальная область получила всего лишь 1,7 % из этого общего котла. Почему в таком случае не поступить так же с алкоголем? Нет, с алкоголем не так — акциз остаётся в регионах: в Иркутской области ничего не производят, значит и акцизов не получит. Вы понимаете, в чем дело? И почему это происходит? Некому было биться за Иркутскую область. А ведь у нас в прошлом созыве было девять депутатов в Госдуме.
— От нашего региона вы один в бюджетном комитете?
— В принципе, там все по одному, не бывает по двое. Просто позиция такая, что регионы никто не видит и не слышит. Неделю назад внесли законопроект о предоставлении льгот для РЖД. И думаете, каких льгот? Именно по тому налогу, который регионам зачисляется, — на имущество. Льгота РЖД составит 77 миллиардов рублей.
— А за что льгота?
— А просто, просто. У них не хватает денег.
— У акционерного общества не хватает денег?
— Я говорю: «Это же льгота местная, пусть начальник ВСЖД придет к нашему губернатору, в Законодательное Собрание, и обоснует свою просьбу. Пусть договаривается — дайте мне льготу, а я буду дешевле возить пенсионеров, учеников, студентов на пригородных электричках». Но у нас что происходит? В том году РЖД на Иркутскую область в суд подали и востребовали 800 миллионов рублей за пригородные перевозки. А сегодня Москва хочет им сделать подарок за наш счёт. Ну дай ты льготу за счёт федерального бюджета, хочешь, хоть совсем всё прости. Почему залазим опять в карман многострадальных регионов? Вот ситуация такая. Угадайте, из 33 депутатов — членов бюджетного комитета — сколько проголосовали против этого законопроекта?
— Если там представительство регионов, то как минимум 20.
— Как минимум один. Ваш покорный слуга.
Алексей Красноштанов машет рукой, но видно, что ему не всё равно: московские порядки его не сломили, а разозлили.
— Я сегодня выступал против того, чтобы срезать деньги на 2016 год по программе «Большая перемена», это по строительству школ. Изначально выделялось 50 миллиардов рублей, а сейчас предлагается оставить 25 миллиардов. Я на этом комитете бился, кричал, одного добился — мы сегодня в решение Думы РФ от комитета по бюджету внесли пункт, чтобы поручить правительству РФ увеличить на 2018 год в разы финансирование этой программы. Мы написали, но как это будет, я не знаю, потом увидим.
— Так может уменьшение финансирования из-за того, что регионы не сработали?
— Может быть, не сработали. Когда я до этого выступал, замминистра сказал: «Алексей Николаевич, а ты сам-то что бузишь? Твоя Иркутская область заключила с нами соглашение, что вы обязуетесь сдать школу в Ленинском районе, в твоем, где ты избирался в этом году. А на 1 октября у вас всего лишь освоение 22 % федеральных денег».
— Кто виноват?
— Не знаю, кто виноват. По программе 70 % — 680 миллионов рублей — федеральные деньги, 123 миллиона — областные, 68 миллиона — Иркутска. Видите, замминистра эти цифры даже наизусть знал. Если даже и ошибся, то в копейках.
— То есть мы не умеем осваивать федеральные деньги?
— Не знаю, что там не умеем. Я замминистра говорю: «Ну мы, может быть, освоили все областные и городские деньги». А он: «Мне всё равно, что ты там построил, ты наши федеральные деньги на 22 % освоил». У него там под росписи, президент контролирует, чтобы все бюджетные деньги осваивались равномерно. То есть 680 миллионов тебе дали, ты осваивай по 170 миллионов каждый квартал.
И, немного помолчав, Алексей Красноштанов продолжает:
— Я уверен, что 94-й избирательный округ, Ангарский, от которого я выбирался, обижен не будет. По всем показателям. Другие депутаты пусть за свои округа бьются, а я в свой округ буду деньги закачивать. Другое дело, чтобы власть региональная и муниципальная правильно и вовремя их осваивала. Я уверен, что Сергей Георгиевич Левченко для Ангарска сделает, как никто до него. Сегодня Ангарску надо дать больше, чем всем. Потому что свой губернатор.
— Даст?
— Я уверен, что даст. Я просто уверен, иначе люди потом не поверят. Давайте подождем этого года. У нас самая большая проблема – седьмая школа в микрорайоне Ангарска. Она обойдется в 800 миллионов рублей. Никогда город Ангарск сам такой проект не поднимет. Федерация денег не даст, потому что это реконструкция и капитальный ремонт, а не новое строительство. Я уверен, что Сергей Георгиевич даст денег, иначе как он будет со своими избирателями? И я уверен, что мне туда даже ходить как депутату не нужно. Сергей Левченко для Ангарска сделает столько же, сколько Ерощенко делал для Черемхово. Просто в это верю. Есть же человеческие представления. Вот я же бьюсь сейчас за свой район, за свой округ. И он такой же, он оттуда вышел, как может человек делать по-другому? Какой бы государственник ты ни был, да будь ты трижды государственником, ты своим сначала сделай!
— Но он сам столько лет был депутатом Госдумы…
— Не было у него такой возможности. От партий депутаты бумажные, они вообще не имеют права голоса. Слово скажи и пойдешь подметать возле Думы.
— Хорошо, что у нас по партсписку «Единой России» прошел тот, кому дозволено говорить.
— Да, я согласен, что возможность лоббировать интересы Иркутской области у Николая Николаева больше, чем у большинства депутатов. Но тут тоже жизнь покажет, посмотрим, какой он в деле. Через два года поговорим об этом.
— Как вам те, кто давно уже в Госдуме сидит?
— В начале каждого заседания целый час слушаем речи. Сначала дают слово Жириновскому, Зюганову, Миронову, они много и красиво говорят, но всё это — популизм, пустая болтовня. Потом слово дают нашему лидеру — Васильеву. Я честно скажу, мне он очень нравится, он по-деловому чётко ставит задачи. Я предприниматель, я за то, чтобы белое называли белым, а чёрное — чёрным. И когда выходят люди просто покрасоваться, мне жалко времени. Час терять! Лучше бы чем-нибудь полезным занимался.
Послесловие
Режим работы Госдумы нового созыва таков, что три недели депутаты работают в Думе, а четвертую — в регионах. Здесь они встречаются с избирателями, представителями муниципальной, региональной власти. Формируют повестку, с которой затем поедут в Москву.
С них мы спросим через пять лет: те, кто не проявил себя в Госдуме, ничего не сделал для региона и своих избирателей, пойдут своей дорогой, уже без народной поддержки. Кто покажет себя хорошо — получит ещё один шанс.
Но надо бы нам помнить о том, что демократия — это дорога с двухсторонним движением. Мы сами должны говорить депутатам, что нам нужно. Пожалуй, тогда всем будет интереснее.
IRK.ru
наверное тяжело им все время думать о народе