Младшая дочь Татьяны Света учится во втором классе в школе № 18 в Юбилейном. В образовательном учреждении действует шестидневная учебная неделя. Занятия в субботу начинаются в 11 утра. Вторую смену в начальной школе сдвинули по просьбе родителей с 14 часов дня, чтобы дети могли раньше освобождаться.
— В субботу день разбит. С ребенком невозможно никуда пойти, за город, например, не съездишь. В воскресенье уже нужно делать уроки на понедельник, — объясняет Татьяна. — Дети сильно перегружены. Ребенку хочется в дополнительные секции ходить, но из-за большой нагрузки не получается.
Как рассказывает Татьяна, из-за учебной субботы дочери пришлось бросить танцы, которыми она занималась с четырех лет. В этом году Света начала ходить в волейбольную секцию, но и на занятия спортом ребенку едва хватает времени и сил.
— Дочка устает сильно, по утрам тяжело встает, не может проснуться, потому что организму не хватает отдыха. Уроки и вечером делаем, и утром. Бывает, что и до 23:00 сидим с домашними заданиями, — поясняет мама второклассницы.
По нормам СанПиН у учащихся начальной школы должно быть не больше пяти уроков в день. У дочери Татьяны такое количество занятий раз в неделю, в остальные дни — по четыре урока.
По мнению мамы школьницы, уроки, проводимые в субботу, можно распределить по будням, тем самым освободив детям выходной день.
Родители школьников неоднократно обращались к директору с просьбой перейти на пятидневную неделю. В прошлом учебном году им отказали, поскольку учебный план на год уже утвердили. Весной этого года родители вернулись к этой теме, снова писали письма директору, участвовали в круглом столе с представителями департамента образования Иркутска.
— В итоге директор сказала нам, что есть возможность перейти на пятидневку. Но в августе, перед началом нового учебного года, мы узнали, что у нас сменился директор. Причин смены руководства нам не называли, — говорит Татьяна. — Возможно, это было сделано, чтобы наша школа не перешла на пятидневную неделю, что вызвало бы волну недовольства со стороны родителей в других учебных заведениях.
Родители учащихся начального звена 18-й школы настроены решительно и не собираются оставлять эту тему без внимания. Новому директору тоже отправили письмо с просьбой о переходе на пятидневку, ответ на него был кратким и категоричным: в середине учебного года это невозможно. Родители надеются услышать конкретные причины.
У Ксении дочь учится в десятом классе. Мама старшеклассницы считает, что при переходе на пятидневку у школьников будет больше времени на подготовку к выпускным экзаменам, в том числе на занятия с репетитором.
— К сожалению, в школе не могут должным образом подготовить к экзаменам. Приходится обращаться к репетиторам. На дополнительное образование необходимо время, в этом смысле суббота бы очень пригодилась, — рассказывает Ксения.
В департаменте образования Иркутска пояснили, что режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется школой самостоятельно. При этом должны быть соблюдены правила чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки.
— Образовательный процесс в школе основывается на образовательной программе, которую школа формирует и утверждает самостоятельно. Один из её элементов — учебный план. Формируя его, школа сама определяет количество учебных часов, необходимых для освоения основной образовательной программы, а соответственно, определяет режим работы, — отмечает начальник департамента образования Иркутска Александр Костин.
При этом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права родителей. К ним относится, например, участие в управлении школой в той форме, которая определена её уставом, а также знакомство с уставом, лицензией, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности.
Важно, что по закону у родителей нет права устанавливать режим работы школы. То есть они могут лишь высказать пожелания руководству образовательного учреждения или обратиться к нему с просьбой о переходе на пятидневную неделю.
— Департамент образования считает, что проблема не в том, сколько дней учится ребёнок. Гораздо важнее, справляется ли школьник с нагрузкой, — добавляет Александр Костин. — Поэтому за выбором школой пятидневной или шестидневной учебной недели стоит главный вопрос: будет ли учебная нагрузка правильно структурирована, и как ребёнку легче справиться с нагрузкой при организации своего учебного процесса.
Те, кто поддерживает пятидневную учебную неделю, относят к плюсам то, что у родителей появляется больше времени для общения с ребенком, у школьника становится больше времени на отдых, а также возможностей посещать дополнительные кружки и секции. Сторонники шестидневки говорят о том, что она позволяет равномерно распределять максимальную учебную нагрузку.
Мы поговорили с директорами и учителями, чтобы узнать отношение к пятидневке и шестидневке в педагогических коллективах. По словам директора школы № 6 города Шелехова Елены Дворянской, развитие учащихся идет в том числе за счет факультативов и внеурочной деятельности, которые проще и удобнее проводить при шестидневной неделе.
На субботу в школе вынесены практически все факультативы и консультации для подготовки к ГИА и ЕГЭ. В выходной день также проходят спортивные и другие мероприятия.
— Я как директор всё-таки за шестидневку. Потому что я смотрю на учеников 9 и 11 классов, когда их готовят к государственной итоговой аттестации, ребятам приходится это делать либо во второй половине дня, либо после уроков. После уроков это крайне сложно, — объясняет Елена Дворянская. — Вы сами понимаете, что если сделать им по семь уроков в день пять дней, то тогда детям будет сложно, если приходить им часа в три, допустим, четыре, то половина из них заняты где-то в дополнительном образовании, поэтому получается, что такие консультации будут некачественными. В субботу они приходят отдохнувшие, выспавшиеся, мы консультации им делаем не в восемь утра, позже, поэтому вот здесь только в плюс.
Кроме того, учебный план при пятидневке не предусматривает факультативы, то есть более глубокое изучение школьных предметов. Дополнительно школьникам преподают «Основы русской словесности», «Решение задач реальной математики», «Правоведение» и «Программирование».
— Мы будем при пятидневке изучать лишь основные предметы, а углублять их за счет факультативов уже не получится. При шестидневке мы имеем возможность это делать, — добавляет директор 6-й школы Шелехова.
Как рассказала Елена Дворянская, явного недовольства родителей по поводу шестидневки не было, но тема периодически обсуждается. Так, родители вносили предложение перевести начальную школу на пятидневную неделю, сейчас руководство школы думает над этим.
— В коллективе говорим об этом постоянно. Есть свои за и против, конечно. И учителям хочется по субботам дома быть, естественно, все же мамочки, — говорит директор шелеховской школы.
Учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Усолье-Сибирское Лариса Чугина считает пятидневку замечательным вариантом, но признает, что переход наверняка произойдет не скоро. Для этого министерству образования нужно полностью пересмотреть образовательные программы.
— Ту программу, по которой мы работаем сейчас, невозможно вместить в пять дней, в ней много лишнего. Зачем, например, в 11-м классе школьникам преподают высшую математику? Выпускники, которые изучают её в университете, рассказывают, что первый курс они просто бездельничают, — добавляет Лариса Чугина.
По словам учителя русского языка и литературы, детям не на пользу такая нагрузка. Школьники не отдыхают, у них портится зрение, появляется сколиоз, потому что они без отдыха занимаются в школе, на факультативах, а затем с репетитором и дома.
Несмотря на просьбы родителей, о возврате к пятидневке речи не идет. Ни одна из школ пока что не готова вводить такой режим работы. Как рассказала одна из родительниц, на вопрос, когда школа перейдет на пятидневку, директор ответила прямо: «Другие же не переходят, почему мы должны быть первыми?» И вопрос из решаемых сразу перешел в разряд риторических.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Никита Пятков
пятидневка в школе должна быть с 1 по 9 класс, а в 10 - 11 - шестидневка!