Суть перемен
Согласно инициативе Дмитрия Бердникова, городские округа при перераспределении должны получить из областного бюджета дополнительно 1,72 миллиарда рублей, Иркутску же достанется более миллиарда.
При этом увеличение налоговых отчислений городским округам не должно сказаться на финансовом состоянии других муниципальных образований, заметила заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по финансам Альфия Валиулина. По её словам, регион поддерживает территории с низким доходным потенциалом, но городским округам лучше от этого не становится.
— Происходит объективное увеличение расходов бюджетов городских округов. Это связано с реализацией «майских» указов президента по обеспечению доступности и качества образования, повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, с ликвидацией аварийного жилья, — пояснила заместитель мэра.
Она подчеркнула, что федеральное законодательство такую возможность предоставляет, более того — такая практика давно применяется в других крупных региональных центрах СФО, таких как Красноярск и Новосибирск, где процент отчислений установлен на отметке в 30 %.
При этом, обратила внимание Альфия Валиулина, часто озвучивается информация о сверхдоходах областного бюджета, в том числе об увеличении налоговой отдачи от лесного комплекса на 45 %, получении доходов в размере 13,5 миллиарда рублей. Ничего не мешает правительству Иркутской области увеличить фонды финансовой поддержки муниципальных образований за счет дополнительных доходов.
Игра в ассоциацию
Критикой законодательных инициатив ознаменовалась встреча руководителя аппарата губернатора и правительства региона Дмитрия Чернышова с главами 20 муниципальных образований. На встрече высказывались опасения, что принятие изменений приведет к разбалансированности областной казны и ударит по местным бюджетам дотационных муниципалитетов. Более того, в пресс-службе правительства обратили внимание, что многие главы администраций выразили свою позицию письменно и направили обращения в адрес губернатора, Законодательного собрания и Ассоциации глав муниципальных образований Иркутской области с просьбами не допустить принятия этих законов.
Председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхово Вадим Семенов считает, что в правительстве увидели проблему там, где её на самом деле нет. Подобные инициативы вносились и ранее, в том числе от других градоначальников и глав муниципалитетов, но такого внимания к ним не было.
— Часть мэров поддержала эту идею по одной простой причине — мы считаем, что-то в бюджетных отношениях нужно менять. Вообще никаких проблем. Кто-то согласился, кто-то не согласился. Это законопроект, его будут еще обсуждать депутаты и правительство. Это рядовое событие, — объяснил Вадим Семенов. — То, что заявил заместитель губернатора, просто говорит о его некомпетентности. Каждый должен заниматься своим делом. Комментировать финансовый документ должен министр финансов или председатель правительства, а не руководитель аппарата губернатора. На этом абсолютно пустяковом событии попытались состряпать какую-то политическую комбинацию, ослабить позиции мэров, развалить ассоциацию муниципальных образований. Мы будем находить тот компромисс, который всех устроит.
Партии сказали «надо!»
Руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании региона Олег Кузнецов заявил о безусловной поддержке инициативы о возвращении части налоговых отчислений в городской бюджет. По его мнению, областная казна от этого сильно не пострадает, а муниципалитеты получат дополнительный стимул для развития малого бизнеса и привлечения инвесторов.
— Конечно, Иркутск как столица региона, как город, который принимает гостей, как центр притяжения жителей области должен быть комфортным, с удобной и современной инфраструктурой, с хорошими дорогами. Поэтому я однозначно поддерживаю принятие этих изменений, — выразил свою позицию депутат.
С ним солидарна председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Лариса Егорова. Она уточнила, что, будучи депутатом городской думы, знает состояние бюджета Иркутска и не может не поддержать увеличение отчислений в город.
— Как житель города Иркутска я понимаю, что большая часть налогов поступает именно от городских округов, потому что именно здесь проживает наибольшее число жителей и работает много предприятий. Я считаю, что Иркутск достоин того, чтобы получать больше средств на свое развитие.
Новоизбранный депутат ЗС от «Единой России», до недавнего времени глава фракции в городской думе Владимир Новожилов коснулся проблемы управления неразграниченной землей, назвав её целесообразной и логичной.
— Иркутск столкнулся с отсутствием участков для действительно важных целей, эти возможности исчерпаны. Но на территории города много земли, которой теперь распоряжается правительство. Почему бы не использовать её для строительства школ, детских садов, новых дорог? — прокомментировал депутат. — Вместо того чтобы устраивать политические споры, нужно понять, что Иркутская область — это не просто несколько десятков муниципалитетов, это единое целое.
Федеральная артиллерия
В пользу принятия изменений в законодательство высказались и депутаты Госдумы РФ Сергей Тен и Андрей Чернышев. По мнению народных избранников, инициатива по налоговым отчислениям в условиях трудного бюджета нужная и своевременная, но важно проследить, чтобы в проигравших не оказалась «глубинка» Приангарья.
Сергей Тен обратил внимание, что городским округам нужна своеобразная финансовая подушка безопасности для решения поставленных задач.
— Во время дождя ливневая канализация не работает, значит, надо заниматься этим вопросом, — привел пример Сергей Тен. — А так как мэр не знает, дадут ему денег в следующем году или не дадут, он и планировать не может. Поэтому и должны быть эти средства.
Тем не менее парламентарий выразил опасения, что муниципальные районы могут немало потерять в случае передачи транспортного налога городским округам.
— У нас же транспорт в основном в городах регистрируется, например, Черемхово получит, Черемховский район ничего не получит, — заметил Сергей Тен.
Избранный на выборах 18 сентября Андрей Чернышев поведал о часто возникавших вопросах в ходе прошедшей кампании, о перераспределении налоговой нагрузки для формирования местных бюджетов.
— Эта тема очень актуальна, и решение её назрело давно, — отметил депутат. — Они (предложенные поправки. — Прим. ред.) позволят в сегодняшних условиях выполнять стоящие перед местными властями задачи, улучшать социальную инфраструктуру — строить детские сады и школы. Особенно это касается крупных городов нашей области, в том числе северных. Безусловно, в этом случае никак не могут быть ущемлены интересы других территорий, поскольку это не перераспределение финансов. Это часть налогов, которые заплатили, к примеру, иркутяне, и они могут рассчитывать на то, что эти средства пойдут на ремонт дороги именно в Иркутске, а не в каком-то другом городе.
Николай Николаев стал третьим депутатом ГД РФ, поддержавшим изменение законодательства. Парламентарий направил в Заксобрание региона письмо с просьбой о поддержке инициатив мэра Иркутска. Он подчеркнул, что вопросы межбюджетных отношений сегодня являются острыми и перед принятием бюджета области на 2017 год требуют скорейшего рассмотрения.
Депутат отметил, что вопросы межбюджетных отношений неоднократно обсуждались во время его визита в Иркутскую область в конце октября. Прошли встречи с активистами ОНФ, партийным активом и депутатами думы Иркутска.
— Во время встреч в Иркутске подняли вопрос об усилении дисбаланса между доходной базой бюджета города и реальными потребностями в финансовом обеспечении расходных обязательств, что приводит к несбалансированности бюджета и росту муниципального долга, — уточнил Николай Николаев. — Аналогичная ситуация сложилась во всех без исключения городских округах области.
Передумали
В числе критиков инициатив мэра отметился председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. Его слова, сказанные 9 ноября в ходе нулевого чтения законопроекта о бюджете Приангарья на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов в ЗС, опубликовал «Телеинформ»:
— Я однозначно не согласен как председатель правительства. Притом, что Иркутску тоже не хватает средств, но бюджет города находится в более благоприятных условиях, нежели областной. А если сравнить его с муниципалитетами, то там помощь нужнее.
При этом ранее всё тот же Александр Битаров весьма красноречиво заявлял о необходимости оставить налоговые отчисления городу. Цитату чиновника, тогда еще депутата Законодательного собрания, приводят «Иркутские кулуары».
— Мы долго завоевывали эти позиции, не один созыв они давались нам с большим трудом. В собираемости этих четырех налогов немаловажную роль играет заинтересованность территорий. У меня есть глубокая убежденность, что как минимум по двум из этих налогов собираемость сократится, поскольку там работают не только налоговые органы, но и администрации территорий. Аргументы, что нам нужен бездефицитный бюджет и минфин нам за это что-то даст — сказки про белого бычка.
Похожая ситуация обстоит с депутатом думы Александром Квасовым, который в 2013 году активно поддерживал идею перераспределения налоговых отчислений. Тогда же он рассказал, что в 2008 году депутаты отдали транспортный налог и другие отчисления «без боя».
— Из-за этого каждый год городской бюджет теряет порядка полутора миллиардов рублей. Налог с автотранспорта идёт не на восстановление дорожного полотна в городе, а растворяется в общем котле расходов других населенных пунктов Иркутской области — в основном в виде дотаций на зарплаты. То, что ситуация идет вразрез здравому смыслу, все вроде бы понимают. Но за пять истекших лет срока полномочий думы была ли хоть одна попытка вернуть транспортный налог? Хотя бы через имеющееся право законодательной инициативы? Ни одной, будто депутаты не по дорогам ездят, а по воздуху летают.
***
Инициативу мэра также поддержали члены Общественной палаты Иркутска, городской совет ветеранов, представители территориального общественного самоуправления. Сам градоначальник отметил, что принятие предложенных поправок позволит решать вопросы по улучшению качества жизни в Иркутске.
— Иркутск и иркутяне сами способны определять приоритеты и решать стоящие перед городом задачи. Сегодня мы зависим от субсидий из регионального бюджета. Это ограничивает возможности нашего стратегического планирования, — обосновал свое предложение Дмитрий Бердников на встрече с депутатами Заксобрания. — Ситуация неопределенности «выделят — не выделят» не способствует системной работе. Областной центр не первый год доказывает, что мы умеем эффективно распределять бюджет, стараемся активно привлекать дополнительные средства.
IRK.ru
много лет подряд Иркутск обирают в плане налогов. мэрам других территорий ничего делать не надо, не надо стимулировать малый бизнес, собирать НДФЛ. надо просто получать субсидии из областного бюджета. в итоге - протестное голосование и постоянное недовольство иркутян. и, если, это отношение не…