Где взять?
— С 2009 года, согласно поправкам в областной закон, 100 % транспортного налога, собираемого на территории Иркутска, зачисляется в бюджет области. В 2015 году эта сумма составила 813 миллионов рублей. Посчитайте, сколько мы могли бы на эти деньги отремонтировать, реконструировать, построить дорог, тротуаров, велосипедных дорожек, — заявил Дмитрий Бердников на встрече с парламентариями. — В 2016 году мы получили на дороги 468 миллионов рублей, причем 200 миллионов из них — в качестве кредита от области, это возвратные деньги. Еще 113 миллионов рублей — деньги прошлого периода, на заверение очередного этапа строительства Покровской развязки. Вот и посчитайте, что у нас с вами остается.
Иркутский градоначальник предложил внести изменения в региональное законодательство и передать хотя бы 50 % транспортного налога муниципалитетам. В этом есть логика: люди платят налог и хотели бы, чтобы за этот счет ремонтировались дороги именно там, где они живут.
Дмитрий Бердников обратил внимание депутатов на то, что средства на строительство и ремонт дорог выделяются в конце строительного сезона и возникают проблемы со скоростью их освоения. Так, депутаты Заксобрания ещё в июне проголосовали за выделение дополнительных денег на дороги Иркутска, а поступили они только в сентябре. Хорошо, не в октябре—ноябре, а то бы «легли под снег».
Ещё один источник бюджетных доходов, возвращение которого в городскую казну в мэрии считают справедливым, — налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Сейчас муниципалитетам в Иркутской области остается 26,5 % налога. Если повысить эту долю хотя бы на 3 %, до 29,5 %, бюджет Иркутска получит дополнительно 500 миллионов рублей. В других регионах областным и краевым центрам достается больше: Новосибирск, Чита, Красноярск оставляют себе 30 % НДФЛ.
К 1 января 2018 года все регионы должны принять законы о зачислении в муниципальные бюджеты единого социального налога, взимаемого по упрощенной системе (так называемая упрощёнка). Дмитрий Бердников предлагает отдать хотя бы 25 % налога с 1 января 2017 года. Это еще 600 миллионов рублей в казну Иркутска.
На что потратить?
Помимо обычных городских расходов — на ремонт, содержание дорог, городского хозяйства, бюджетных учреждений и так далее, в ближайшие годы будут новые расходы. Дополнительные (и весьма серьёзные) средства нужны на выполнение Указов президента — по повышению зарплаты бюджетникам, строительству детских садов, школ и другого. В 2017 году будут построены два новых садика, каждый на 110 мест, необходимо достроить школы № 64 и № 66, построить 19-ю школу и пристрой к 25-й.
Необходимо развитие городской инфраструктуры, и работа уже идёт. В Иркутске нужно строить новые канализационные очистные сооружения (КОС), старые уже не справляются.
Городская администрация активно занимается привлечением государственных инвестиций. Иркутск стал единственным региональным центром в стране, который получит деньги на строительство КОС, в 2017 году на эти цели федерация готова направить 1 миллиард рублей. Но это возможно только на условиях софинансирования: город и область также должны вложиться, требуется 180 миллионов рублей.
Деньги нужны и на содержание новых объектов — детских садов, школ. Это примерно 80 миллионов рублей, которые необходимо найти уже сейчас, при составлении бюджета на 2017 год. Помимо того что в городе построят два новых детсада, продолжается передача муниципалитету ведомственных соцобъектов: до конца 2016 года Восточно-Сибирская железная дорога, например, передаст Иркутску три детских сада.
Согласно Указу президента, в 2017 году необходимо провести повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. И если на повышение зарплаты учителей и врачей деньги даёт федерация, то работники дополнительного образования и культуры — забота муниципалитетов. На повышение зарплат этим категориям служащих в бюджете Иркутска на 2017 год нужен 71 миллион рублей.
Кроме того, расходы бюджетной сферы увеличиваются в связи с ростом тарифов на электроэнергию, тепло и прочие коммунальные нужды. Дополнительное финансирование требуется на содержание новых объектов городского хозяйства — дорог, скверов и многих других. Дмитрий Бердников отметил, что серьёзно в этом вопросе помогает городской бизнес, но работа должна быть системной, а не от случая к случаю, потому требуется регулярное финансирование.
Нагрузка на бюджет города растёт и в связи с тем, что родительская плата за детские сады уже не покрывает и 50 % расходов на питание детей, не говоря о содержании зданий, учебном инвентаре и прочем. Это «стоит» городу еще 300 миллионов рублей.
На бесплатное питание школьников из малообеспеченных семей область перечисляет сумму из расчета 15 рублей на ребенка. Реальные затраты составляют 50 рублей. Это обходится городу в 100 миллионов рублей.
Вырастают расходы на обслуживание муниципального долга. Виктор Кондрашов, будучи мэром Иркутска, взял значительный кредит, который теперь нужно возвращать.
По заверениям заместителя мэра Руслана Кима, город активно привлекает государственные инвестиции. Для того чтобы выполнить Указы президента (обеспечить детей детскими садами, школами в соответствии с государственными нормативами), в Иркутске необходимо построить ещё 22 социальных объекта. Если область внесёт свою долю софинансирования, это удастся. Нет — будет построено всего 10—11 объектов.
Ожидаемые потери
По заверениям представителей мэрии Иркутска, на местных бюджетах (не только города, но и всех остальных муниципальных образований) негативно скажется принятие областным правительством новой кадастровой оценки земельных участков. Бюджет Иркутска от этого потеряет 400 миллионов рублей
Ещё один негативный фактор, но касающийся уже не городской казны непосредственно, а кошельков простых иркутян-льготников, — изменение правил и условий льготного проезда. Это связано с постановлением правительства Иркутской области, вступившим в силу в сентябре 2016 года и предусматривающим дотирование только 30 поездок на человека.
При этом правительство «наказало» не только иркутян, ограничив их право на льготу, но и транспортные предприятия: при тарифе 15 рублей за одну поездку в городском транспорте область будет компенсировать только 13 рублей.
Исполнение этого постановления, как считают городские власти и депутаты Заксобрания, ещё ужаснее, чем само ограничение: введена система отрывных талонов для льготников, и по каждому человеку транспортные предприятия должны будут вести подсчёт — сколько раз в месяц он проехал, воспользовавшись талонами.
Серьёзные проблемы у города возникают с новыми жилыми микрорайонами — Славный, Боково, Лесной, которые возводятся на городских землях, находящихся в ведении области. Микрорайоны появляются без какой-либо социальной инфраструктуры, инвестиций в благоустройство.
Варианты решения проблем
Депутаты Законодательного собрания поддержали позицию мэра по вопросу увеличения доходов областного бюджета. Сейчас рассматривается несколько вариантов помощи: либо внести изменение, касающееся распределения налогов, в региональное законодательство; либо принять закон (как вариант — областную госпрограмму) об областном центре и там предусмотреть средства на Иркутск. Или же внести изменения в действующие региональные госпрограммы и прописать в них отдельной строчкой мероприятия для областного центра.
В одном депутаты были едины — городу нужно вернуть право распоряжаться собственными землями, отнятое у него еще при губернаторе Александре Тишанине. Практика показала: проблемы горожан виднее из здания мэрии, а не областной администрации.
IRK.ru
Фотографии предоставлены пресс-службой мэрии Иркутска
это называется «распилить» бюджет. и согласится ли область отдать кусок городу? на чужой кусок - не раскрывай роток….