У этого еще строящегося снегоболотохода на шинах сверхнизкого давления диаметром 1600 миллиметров уже есть свое собственное звучное имя — Оскар. А если судить уже по сложившемуся облику кузова, то ассоциации возникают не иначе как с круизным марсоходом. Вся передняя часть с большими обзорными окнами в полном распоряжении пилота с местом управления посередине.
Задний отсек — грузопассажирский со всей причитающейся структурой — продольные места для нескольких «астронавтов» и скрытые отсеки для бутора. В отличие от «пневматиков» с кузовами от серийных автомобилей, когда приходится приспосабливать под себя чужие творения, здесь все полезное пространство формируется с нуля сугубо из индивидуальных представлений и потребностей.
Несмотря на столь внушительный вид инопланетного экспедиционника, концепция силовой и ходовой части для машины выбрана максимально простая. Никаких лишних агрегатов и узлов, никаких избыточных нагромождений. Определена компоновка с центральным расположением двигателя без всяких дополнительных раздаточных коробок и прочих усложнений трансмиссии.
Если конкретно: от обычной переднеприводной легковушки с поперечным расположением двигателя взят неприхотливый двухлитровый дизель Nissan CD20 (без наддува, вихрекамерный, с механическим ТНВД) вместе с 5-ступенчатой МКП, они установлены в базе продольно. Вместо приводов на ШРУСах от коробки протянулись два карданных вала — на задний и передний мост. Дифференциал «заварен», отсюда получился постоянный полный привод с жесткой связью между осями.
Мосты же взяты от ГАЗ-66 — это надежно, с необходимым передаточным в главных парах, к тому же со штатными межколесными самоблокировками. Однако без вмешательства в конструкцию мостов все же не обошлось, это тоже связано с избавлением ходовой от ненужных узлов. Мосты лишились своих барабанных тормозных механизмов — громоздких, тяжелых и в данном случае бессмысленных. Вместо них установлено два дисковых тормоза — на хвостовиках редукторов мостов с суппортами от ВАЗ-2108 и самодельными дисками. Кроме того, передний мост пришлось «отзеркалить» под соответствующий выход кардана с коробки, а именно с установкой редуктора на правую сторону по ходу движения.
Подвеска сделана комбинированной, на листовых рессорах и пружинах, но только для заднего моста, где предполагаются различные нагрузки. Спереди же управляемый мост жестко связан с рамой — амортизация только за счет «воздухообъемных» шин. Сама же рама полностью самодельная, сварена из профиля 100х50 миллиметров с каркасом под кузов из профиля 15 и 20 миллиметров. Как уточняет один из создателей «Оскара» иркутянин Степан Гарват, дизайн кузова на бумаге не прорисовывался, он как бы сразу из головы воплощался в металле. Боковая входная дверь с двумя створками делается справа по центру, а слева на этом месте большой заборник для системы охлаждения двигателя — воздух поступает к штатному радиатору с двумя электровентиляторами.
Для посадки в салон предусмотрена кормовая дверь, а нижняя часть кузова делается герметичной — на Марсе, возможно, воды нет, а вот реальная эксплуатация на Земле предполагает эту жидкость в избытке. Запас хода обеспечит самодельный бак на 140 литров.
На данном этапе машина прошла только первичные ходовые испытания — все нормально, едет уверенно, а отсутствие передней подвески практически не сказывается на плавности хода. Колеса здесь не только большие, но и на двусоставных дисках (приобретались в специализированной фирме), которые в зависимости от стороны установки дают разный вылет. На фото вариант с узкой колеей, но, вероятно, колеса будут переставляться, и тогда нынешняя ширина в 2,36 метра еще немного вырастет. К слову, высота «Оскара» на полностью накачанных шинах составляет 3,1 метра, а габаритная длина по кромкам кузова — почти 4,7 метра.
Разумеется, последующие ходовые испытания, включая водные, выявят необходимость каких-то доработок, впереди также различное дооснащение (в том числе съемной лебедкой) и отделка, ну а самым зрелищным будет момент, когда «Оскар» обретет законченный вид после остекления, покраски кузова и установки стильного освещения.
Если вам понравился этот проект, вы можете проголосовать за него в каталоге участников «БайкалМоторШоу-2016».
Василий Ларин, фото автора