Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вездеход иркутского конструктора

Едва ли не каждый сибирский автомобилист мечтает об идеальном внедорожнике. Простой путь к мечте — накопить денег и купить. А вот иркутянин Владимир Вологдин пошел более сложной дорогой — он решил построить сам. Мировая премьера этого уникального транспортного средства — 4-5 июня на «БайкалМоторШоу-2016».

Для Владимира Вологдина дорабатывать и усовершенствовать разную внедорожную технику — дело привычное. Но недавно в его списке появилось нечто особенное — гусеничный плавающий снегоболотоход собственной разработки. Подобные вездеходы в заводском исполнении стоят больших денег, а этот обошелся не так дорого — около 1,5 миллиона рублей. Для постройки машины, конечно, задействованы узлы, агрегаты и детали от разных серийных моделей, но чтобы все это подобрать, добавить множество своих уникальных решений и срастить в цельную работоспособную конструкцию, понадобилось много терпения и трудодней.

Даже укороченный на 17 сантиметров моторный отсек УАЗ позволил свободно вместить японский турбодизель и все основные элементы рабочих систем
Даже укороченный на 17 сантиметров моторный отсек УАЗ позволил свободно вместить японский турбодизель и все основные элементы рабочих систем

Кто-то, видя узнаваемую облицовку, сходу заявит: «А-а, понятно, взял УАЗ и поставил на гусеницы?». Да, от УАЗа здесь взята носовая часть, что-то заимствовано и от «Газели», но в целом кузов кроился, варился и подгонялся абсолютно индивидуально, а вся нижняя водоизмещающая часть так и вовсе полностью самостоятельного изготовления. И только на одну эту «лодку» ушло много времени и сил.

Но что действительно характеризует машину внешне — ограниченная габаритная длина с несколько вытянутым носом. Такая компоновка продиктована особенностью конструкции трансмиссии, а также размером гусениц. Дело в том, что резинометаллические гусеницы шириной 500 миллиметров выпускаются на специализированном предприятии, они имеют определенный размер, отсюда и сложилась общая структура.

Также гусеничный движитель отличается опорными катками — это сдвоенные автомобильные колеса на пневмошинах. При этом сбросить гусеницы и поехать на колесах вездеход не может, зато такой вариант обеспечивает вполне надежную, с учетом широких гусениц, опору и плавность хода. Направляющие и задние ведущие катки также сделаны с использованием стальных автомобильных дисков, причем все зубцы, а их много и они довольно сложной формы, изготовлены самостоятельно. Но и это еще не все особенности шасси: из всех вариантов подвески решено было остановиться на пневматической.

Опорные катки сделаны из сдвоенных 13-дюймовых колес ВАЗ, а поддерживающие катки приспособлены от снегохода  «Рысь»
Передние и задние катки с оригинальными зубцами также сделаны на основе автомобильных колесных дисков

Опорные катки сделаны из сдвоенных 13-дюймовых колес ВАЗ, а поддерживающие катки приспособлены от снегохода «Рысь»

Передние и задние катки с оригинальными зубцами также сделаны на основе автомобильных колесных дисков

Видели, как эффектно могут приседать и подниматься российские БМД в зависимости от боевых условий? Так вот, здесь происходит примерно то же самое. Причем пневмоподвеска позволяет не только менять высоту корпуса, но, главное, регулировать жесткость подвески и нагрузку по осям. Пневмоподушки, а всего их восемь, размещены внутри нижней части кузова и через самодельные рычаги на герметичных шарнирах соединены с катками. Пневмосистема работает от компрессора ГАЗ-66 и ресивера ЗИЛ-130, имеется осушитель воздуха, манометры на приборной «доске», все как положено. Управление на рычагах, но привод механизма поворота переделан на современный гидравлический с усилителями.

Теперь, собственно, о том, что приводит машину в движение. Задача была подобрать тяговитый и не прожорливый дизель, но не слишком тяжелый и только с механической топливной аппаратурой. Обращаться пришлось к японскому second hand, в результате под капотом устроился двухлитровый турбодизель Mazda RF-T. Также логично было бы управлять машиной посредством традиционной АКП, и такая тоже была установлена вместе с дизелем, заодно для нее появился и эффективный радиатор охлаждения (его хорошо видно сразу за решеткой облицовки).

То, что в классическом УАЗе было рукояткой ступенчатого открытия жалюзи системы охлаждения, здесь приспособлено как пошаговый регулятор оборотов двигателя
После демонтажа кресел пол быстро разбирается и открывает полный доступ к элементам шасси и трансмиссии

То, что в классическом УАЗе было рукояткой ступенчатого открытия жалюзи системы охлаждения, здесь приспособлено как пошаговый регулятор оборотов двигателя

После демонтажа кресел пол быстро разбирается и открывает полный доступ к элементам шасси и трансмиссии

Дальше японский дуэт пришлось сдружить с русской рок-группой, а именно стыковать с трансмиссией от гусеничного транспортера ГАЗ-71, включая четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, главную передачу и бортовые редукторы. В итоге получился ансамбль с очень гибким репертуаром: от едва заметной, буквально улиточной скорости передвижения до 40 километров в час или немногим больше. Кстати, на педаль газа постоянно жать не обязательно: обороты дизеля можно фиксировать на разном уровне — для этого удачно приспособлен старый уазовский механизм ступенчатого открытия жалюзи.

В силу компоновочных особенностей рычаги МКП и РК получились немного сзади водителя, но решено было не мудрить с переносом их вперед, поскольку основным управляющим средством все же служит контроллер АКП, а он устроен под рукой в удобной зоне. Отдельно стоит отметить самодельный топливный бак на 115 литров — место ему нашлось как раз между двумя коробками передач, из-за чего пришлось сотворить весьма сложной формы емкость.

Между японской АКП и русской МКП еще устроился и самодельный бак на 115 литров, по сложности исполнения, пожалуй, заслуживающий  отдельной премии
Между японской АКП и русской МКП еще устроился и самодельный бак на 115 литров, по сложности исполнения, пожалуй, заслуживающий отдельной премии

После полутора лет постройки машина успешно эксплуатируется, по ходу устраняются и какие-то недочеты. Специальной изоляции нижний отсек кузова не имеет, поэтому в движении трансмиссия ГАЗ-71 создает довольно высокий шумовой фон. Сам же салон обустроен и отделан, как автомобильный, с мощным отопителем, удобными креслами, мягкой обивкой стен и потолка. А также возможностью быстро демонтировать задние кресла, в том числе для доступа к «машинному отделению» под полом, который разбирается при помощи легкосъемных щитов. Вездеход-амфибия получился специфичный, для дорог общего пользования не предназначенный, а к местам своего обитания он легко доставляется на прицепе или в кузове грузовика.

Если вам понравился автомобиль, вы можете проголосовать за него в каталоге участников «БайкалМоторШоу-2016».

Текст и фото Василий Ларин

  • SiN_ursus 31 мая 2016 в 15:41

    Ничего нового…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля