Картинку для будущих владельцев квартир в элитном жилом комплексе «Молодежный» нарисовали шикарную: высокое качество строительства, Байкальский тракт, две минуты ходьбы до залива Ангары, зеленая зона, тишина и свежий воздух, всего три жилых этажа и индивидуальные террасы на крыше, где можно проводить с друзьями теплые летние вечера. Неудивительно, что на такой проект «купились» многие.
— Задумка была отличная, — рассказывает Иван, один из дольщиков (имена участников долевого строительства изменены по их просьбе — прим. автора). — Место хорошее. Мы решили использовать материнский сертификат и улучшить свои жилищные условия. У нас двое детей, а тут, казалось, тихо и безопасно. Вроде как за городом жилье, и в то же время современная полноценная квартира.
Одним из основных плюсов нового ЖК стала цена: в районе 45-50 тысяч рублей за квадратный метр, да и молодой застройщик — строительная компания (СК) «Молодежный» — производил впечатление стабильного. Объект получил аккредитацию нескольких банков, в том числе Сбербанка. Работы на стройплощадке какое-то время велись активно.
— В марте 2013 года, — поясняет Иван, —заключая договор, мы приехали посмотреть строящийся дом. «Коробка» уже была. Прораб на месте, рабочие заняты делом. Мы и предположить не могли, как все обернется в итоге.
Когда застройщик впервые сдвинул сроки, это никого не насторожило. По словам дольщиков, сдача объекта с задержкой в год — распространенная практика для новостроев. Но потом сроки отодвинули еще раз. И еще.
— Сначала нам говорили, что сменили подрядчика и теперь всё будет хорошо, — вспоминает Иван. —Всегда находились какие-то причины: нельзя подписать разрешение на ввод без детской площадки, сбежал архитектор со всеми планами и проектами, на улице резко отрицательные температуры, кто-то мешает положить плитку и так далее. Аргументы застройщика в свою защиту не иссякали. Такое чувство, что где-то есть специальная книга в нескольких томах «Как обмануть дольщика».
В рамках рекламной интернет-конференции на вопрос о сроках компания-застройщик отвечала: «Давайте не будем забывать, что ЖК „Молодежный“ — это всего три жилых этажа, а не многоэтажка, где действительно могут затянуться работы. В наших планах начать выдавать этим летом (2014 года – прим. автора) ключи от квартир для ремонта».
На дворе 2016 год. Ключи у дольщиков, как заметили корреспонденты во время визита на стройку, действительно есть. Но вот сами квартиры сложно назвать пригодными для проживания. Дом до сих пор находится в статусе «объект незавершенного строительства».
Почти готовый дом
В первую очередь участники инициативной группы жалуются на проблемы с коммуникациями и показывают трубы, которые разорвало при запуске отопления. В своем обращении в адрес главы администрации Молодежного муниципального образования возмущенные люди указывают, что в новостройках отсутствует вентиляционная шахта, а подвально-техническое помещение с начала июня 2015 года затоплено водой. Кроме того, в указанной комнате электрический щит закопан наполовину в мокрый песок, а пол сооружен на досках. Да и реальная площадь квартир, если верить самостоятельным замерам дольщиков, отличается от плановой на 3-6 квадратных метров.
В настоящий момент наиболее активные участники долевого строительства обратились в самые разные инстанции — администрацию поселка, службу государственного строительного надзора, ОБЭП, прокуратуру. Они просят взять объект на контроль и повлиять на ООО «СК Молодежный» с «целью активизации деятельности по сдаче в эксплуатацию».
Власти: советуем договориться с застройщиком
Суть всевозможных консультаций и официальных ответов чиновников на обращения можно обобщить фразой «рекомендуем договариваться со строительной компанией». Есть, конечно, и другие варианты (например, массовое требование неустойки через суд), но вряд ли такие меры ускорят завершение строительства.
— Объект, расположенный по адресу: Иркутский район, поселок Молодежный, улица Спецстроевская, 21, относится к малоэтажному жилищному строительству, поэтому ведомство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность застройщика, — объясняет Павел Халзанов, советник отдела контроля и надзора в области долевого строительства. — Если бы этажей было больше трех, то мы бы осуществляли строительный надзор. А так контроль существует на уровне муниципального образования при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию. Получается, что до этапа получения документов на ввод все полагаются на порядочность застройщиков, а те часто этим пользуются и «лепят что попало». Количество обращений о строительных недостатках и недоделках по объектам малоэтажного строительства гораздо больше, чем в отношении многоэтажных домов.
Из документов следует, что СК «Молодежный» уже предпринимала попытку ввести дом в эксплуатацию. Заявление было подано в администрацию Молодежного муниципального образования 11 июня 2015 года. Однако в процессе предварительного осмотра объекта выяснилось, что большой объем работ остался невыполненным, поэтому в вводе в эксплуатацию было отказано. Как уточнили в администрации, повторного обращения от строительной компании не поступало.
У дольщиков на этот счет своя версия. Они подозревают, что застройщик не сильно-то придерживался стандартов и норм строительства, так как надеялся, что «свои люди» и так подпишут бумаги. Но власть в Иркутском районе сменилась, и возникли сложности.
В стройнадзоре считают, что в сложившейся ситуации единственным предусмотренным законом инструментом воздействия на застройщика, нарушающего свои обязательства по договору, является предъявление ему финансовых штрафов, неустойки (пени). В соответствии с федеральным законодательством, в случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта застройщик уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере. В случае неудовлетворения претензии участник долевого строительства может обратиться в суд.
По возможной неустойке, которую может требовать дольщик долгостроя в Молодёжном, в настоящий момент счет пошел на сотни тысяч.
— Иски: это палка о двух концах, — уточняет Павел Халзанов.— Если все дольщики разом обратятся за неустойкой и суд примет решение удовлетворить требования, то это скорее всего обанкротит строительную компанию. Если у нее сейчас нет денег на строительство, то после уплаты штрафов вероятность увидеть объект в завершенном виде будет очень мала. Потому за неустойкой обычно обращаются в том случае, когда объект уже получен по акту приема-передачи. У собственника квартиры есть три года, чтобы подать в суд. Таков срок исковой давности. Поэтому мой совет — дождаться окончания строительства, а потом судиться. До нас доходит информация, что застройщик все-таки не бросает объект, а пытается его привести в ранг жилья.
Дольщики с этим не согласны. По их мнению, занимаясь укладкой плитки в подъезде, застройщик просто создает видимость бурной деятельности. В то время как реальные проблемы — с коммуникациями и кровлей — остаются нерешенными. К тому же, по словам участников долевого строительства, строительная компания сменила офис, старый телефон не отвечает, менеджеры уволились, а директор игнорирует звонки на мобильный. Не значит ли это, что СК «Молодежный» планирует бросить свой недострой и сбежать?
Застройщик: «Вот-вот всё будет»
Впрочем, на звонок корреспондента Марина Федосеева, директор СК «Молодежный», ответила. И даже дала свои комментарии по ключевым моментам.
— Планируется ли достраивать объект?
— Не просто планируется, там работы ведутся, не прекращаются.
— А что с трубами отопления?
— Это рабочий процесс. Идет замена труб. Система отлаживается. Дом ведь еще не введен. Недостатки устраняем поэтапно.
— Но сроки сдачи не соблюдены. Дольщики возмущены…
— Далеко не все, а только несколько человек. Причем среди них есть те, кто до сих пор полностью не внес оплату по договору. Насколько я знаю, большинство участников долевого строительства сейчас пишет обращение с просьбой прекратить все эти разбирательства, которые мешают проведению работ и вводу дома. Они относятся с пониманием. Задержки у нас объективные. Во-первых, при строительстве менялся архитектор. Проект претерпел изменения, потребовалось продлить сроки сдачи. Во-вторых, кризис. Не все проплатили квартиры до конца. Кто-то работу потерял и так далее. Потому трудности, конечно, есть. Кризис по нам очень сильно прошелся. Когда нет продаж, это очень сказывается.
— По вашим прогнозам, сколько времени потребуется, чтобы довести объект до конца?
— Нам нужно завершить отделку. Всё остальное жизнеспособно. В настоящее время ведутся сантехнические работы, налаживается действие системы отопления. Мы работаем. Никто не прячется.
— А почему не работают телефоны и сайт? Куда переехал офис?
— Находимся мы сейчас на улице Сурикова, 22. У наших партнеров — агентства недвижимости «Багратион». Также всем дольщикам сообщался мой личный номер, он же расположен на баннере на строительной площадке, данный телефон постоянно доступен. Мы максимально уменьшили все расходы, в том числе на рекламу, аренду, на поддержание работы сайта, сократили офисный персонал и все денежные средства направляются на завершение строительных работ.
А что в итоге?
Без сомнения, тяжелое положение в российской экономике сказалось на бизнесе, и строительная отрасль — не исключение. Однако «списать все на кризис» – это тоже в духе российских предпринимателей. Что случилось конкретно с «Молодежным»? Ситуацию сейчас изучают в правоохранительных органах, и выносить вердикты рано.
— Окончательного официального решения по обращению дольщиков еще нет, — объясняет Герман Струглин, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области. — Однако в настоящий момент у полиции нет оснований утверждать, что застройщик нарушает закон и не пытается выполнять свои обязательства. Работы на объекте ведутся. В любом случае правоохранительные органы следят за развитием ситуации.
Компания-застройщик настаивает на том, что предпринимает все попытки, чтобы исправить положение дел. Уставшие от постоянных отсрочек участники долевого строительства отказываются верить СК на слово и готовы идти до конца, чтобы наконец-то получить свои квартиры. Правда, вердикт государственных инстанций неутешителен: людям остается только ждать и надеяться, что пристальное внимание к ЖК «Молодежный» со стороны стройнадзора и полиции поможет ускорить введение дома в эксплуатацию. ИА «Иркутск онлайн» продолжит следить за развитием событий.
Ольга Брайт, ИА «Иркутск онлайн»
следить за развитием событий.