Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Виктор Бронштейн: «Какая ценность в деньгах, если они не приносят удовольствия»

Вспоминая прошедший 2015 год, Виктор Бронштейн рассказал о перерождении галереи современного искусства, о знакомстве и теплой дружбе с Даши Намдаковым и двух книгах, над которыми он работал последние несколько лет.

Галерея Бронштейна: сделана с душой

— В июле прошлого года после масштабной реконструкции открылась ваша галерея современного искусства. За короткое время она стала популярным местом среди иркутян и гостей города. Вы довольны её перерождением?

— Перерождением доволен, результатом — нет. У меня сыну 18 лет, и я хорошо знаю молодежь. Да, много иркутян уже посетили галерею, но эта цифра — несколько процентов от всех жителей Иркутска. Через один пивной бар молодежи проходит больше, чем через нашу галерею, а их в городе сотни. Поэтому я доволен буду, когда соотношение изменится на обратное.

Выставка «Душа Азии»
Выставка «Душа Азии»

— В сложный с финансовой точки зрения год вы взялись за реконструкцию галереи, не было сомнений, стоит ли сейчас за это браться или лучше отложить на несколько лет, когда ситуация станет благоприятной?

— Станет или нет ситуация благоприятной через несколько лет — большой вопрос. Пока тенденции к этому нет. Больших сомнений у меня не было, это продуманное вложение. Какая ценность в деньгах, если они не приносят удовольствия? Деньги ради денег — это самая заразная массовая болезнь среди предпринимателей, особенно олигархов.

К такой галерее я двигался 17 лет. У меня огромная коллекция скульптур и картин — более тысячи полотен, много работ иркутских художников. В мире широко известны Александр Вампилов, Валентин Распутин, но есть и иркутские художники высочайшего уровня, просто их пока у нас плохо знают. В отличие от Китая, который активно вывозит не только лес, но и наши картины. Они даже издали на китайском языке каталог иркутских художников. Наши же земляки оттуда часто привозят дешевые подделки, не затрагивающие душу и подсознание.

Что же касается скульптур Даши и директора галереи, то здесь, пожалуй, Господь помог. В иркутском художественном музее лет шесть назад я познакомился с девушкой, которая стала моей женой. Брак мы зарегистрировали год назад там же, где познакомились. У нас еще галерея не работала, иначе бы в ней провели регистрацию.

Ольга и Виктор. Фото www.vbgallery.ru
Ольга и Виктор. Фото www.vbgallery.ru

У Ольги (жена Виктора Бронштейна — прим. ИА «Иркутск онлайн») душа искусствоведа, она моментально стала разбираться в живописи и скульптуре. Мне иногда нужно, чтобы картина повисела дома или на работе несколько дней, а она видит подлинное искусство с первого взгляда.

Идея создать художественную галерею принадлежала мне. Я выделил площади, а пространство, концепция созревали в головах у жены Ольги и талантливого дизайнера — Ольги Павловой. Еще не была сделана галерея, а проект уже завоевал серьезные медали на всероссийском конкурсе. Проект изумительный получился. По мнению специалистов и Даши Намдакова, за пределами Москвы и Питера более достойной галереи нет.

На открытии фотовыставки «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов
Фотовыставка «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов

На открытии фотовыставки «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов

Фотовыставка «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов

— Прислушиваетесь к советам жены в вопросах, которые касаются галереи и её развития?
— Да, конечно. Ольга всем сердцем болеет за выставки. В ней искусствовед и хозяйка галереи раскрылись весьма быстро, и это здорово. Мы, производственники, можем немного и упростить что-то, а этого в вопросах искусства делать никак нельзя. Ольга от нас как бы стережет наше же детище.

— Как вам удается находить баланс между материальным и духовным, бизнесом и творчеством?
— Если бы я занимался только бизнесом, то, может быть, у меня была бы не тысяча рабочих мест, а пять тысяч, но мне это не интересно. Не интересно заниматься одним и тем же. По образованию я инженер-машиностроитель, диссертацию защищал по социологии, а бизнесом управляю благодаря интуиции. Мне часто задают вопрос: «Как вы находите прибыльные темы?». Прибыль, как впрочем и убытки, есть во всем, чем бы мы ни занимались, так же как во всем есть поэзия. Вопрос в том, чтобы глубоко пахать и находить нужное слово, а в бизнесе — прибыль.

Дружба со скульптором

— Для многих иркутян ваша галерея стала местом встречи с работами всемирно известного скульптора Даши Намдакова. Как вам удается так часто приглашать мастера в Иркутск?

— Даши уже не один раз появлялся в галерее как будто бы по божественному, а кто-то говорит, что по шаманскому промыслу. Хотя где грань? Всегда это происходило неожиданно, но в самый нужный момент. Первый раз он появился, когда мы формировали пространство, вовсю шел ремонт. Тогда он был у меня дома, видел все работы, проникся серьезностью наших намерений и дал хорошие советы.

Мы были первыми гостями в его мастерской в 50 километрах от Лондона. Пока скульптуры отливались в Италии и шли в Иркутск, прошло полгода, но в момент их прихода Даши опять случайно появился у нас в гостях, проездом со своего родового села Укурик, где под домом закопан дающий ему силы материнский послед. Мы вместе провели предоткрытие выставки его скульптур и картин бурятских авторов под названием «Душа Азии».

Следующая встреча с Даши произошла, когда в Иркутск прибыли куклы, которые делает авторский коллектив, его семья. И опять он, как джинн из бутылки, появился вовремя. На этот раз проездом из Монголии, где получил государственную премию. Даши и несколько его сестер принимали участие в предоткрытии выставки «Ульгер».

Даши Намдаков и Виктор Бронштейн в галерее Бронштейна на выставке «Душа Азии»
Даши на выставке «Душа Азии»

Даши Намдаков и Виктор Бронштейн в галерее Бронштейна на выставке «Душа Азии»

Даши на выставке «Душа Азии»

Вы познакомились с Даши Намдаковым год назад в Лондоне, а раньше что-нибудь слышали о скульпторе и его работах?
— Мы с ним должны были познакомиться 17 лет назад, когда он был еще начинающим скульптором и готовился к первой выставке, но тогда встретиться не получилось. Но я в то время увлекался деревянными скульптурами Льва Серикова, и несколько раз проезжал мимо мастерской Даши, хотя меня и приглашали зайти. Но, может быть, это и на пользу. Накопился как перед грозой мощный заряд, и взорвалась молния.

В 2014 году в центре Лондона мы с Ольгой и дочерью Полиной почти случайно увидели скульптуры нашего замечательного мастера, были потрясены, закипела бурная деятельность и дружба. Я не знал, не ведал, что у него появились такие новые для иркутян работы не только местного, а мирового значения.

Стало ясно, что нашей галереи без скульптур Даши просто быть не может. Я мгновенно понял, что галерея, наверное, именно для этого в первую очередь и делается. Картины картинами, а искусство мирового уровня должно быть у нас обязательно представлено.

— После этой встречи у вас завязалось не только сотрудничество, но и крепкая дружба?
— Да, действительно. Более того, когда у меня издавались книги («Между душой и бизнесом» и «Лабиринты судьбы» — прим. ИА «Иркутск онлайн»), я понял, что нужно написать главу о Даши, и затормозил печать. И надо же такому случиться, что в этот же день он мне позвонил и пригласил в Укурик на родовой молебен, причем единственного не из близких родственников. Видимо, он почувствовал в чем-то родственность душ. И действительно, у нас практически совпали вкусы в поэзии и взгляды на политику и устройство мира. А это очень важный критерий. Кроме того, у меня дедушка и бабушка прекрасно знали бурятский язык, проживая в Баргузине, и дружили с его земляками. После молебна мы с ним колесили по Бурятии.

Между бизнесом и личным

— В прошлом году вышли в свет две ваших новых книги — «Маятник бизнеса» и «Лабиринты судьбы» — о чем рассказываете читателям?
— В книге о бизнесе показан процесс зарабатывания денег со всеми капканами, ловушками, обманами с подлостью, но и с помощью окружающих. Кто-то уже говорит, что по некоторым фильмам совершаются преступления, а мою книгу можно рассматривать как самоучитель по даче взяток, по уходу от налогов, по выводу имущества и т. д. Но уж это кто что видит. Там реальная жизнь в бизнесе без прикрас, которой нет в учебниках, да и в других книгах. В бизнесе я невольно очень часто провоцирую других на обман, потому что много делегирую и доверяю, поскольку сам занят еще и творчеством. Кроме того, часто берусь за новые дела даже и за границей. В детстве я, не умея играть, сел за шахматы, глядел как ходит противник, и игра получилась. Также порой и с новыми делами.

— В последнее время выходит много книг о бизнесе, о том, как стать успешным предпринимателем, но на 90% они пустые. Выходит, что бизнесменам невыгодно раскрывать свои секреты?
— В подобных книгах часто нет искренности. Многие авторы просто не замечают за деревьями леса. Упускают интереснейшие детали. Я считаю, что писать нужно либо честно и до дна, либо не браться за это дело вовсе.

В книгах я рассказываю не только о том, как заработать деньги, но и как их сохранить. Откровенно пишу в этом плане и про Англию, и про Испанию. Хотя об этом обычно не пишут и не говорят, а почему бы и нет? Ведь россиянам разрешается иметь там недвижимость и счета.

— Во второй книге «Лабиринты судьбы» вы пишете о своей личной жизни. Какие темы затрагиваете в ней?
— Рассматриваю проблемы воспитания детей, электронной пагубы, проблемы нескольких семей в типичной модели жизни большинства бизнесменов, переживающих вторую, а иногда и третью молодость. Очень важным, а часто и опасным, благодаря бывшим женам, является вопрос наследства, как оно отразится на детях? Не испортит ли им жизнь?

— Виктор Владимирович, каким вам запомнился 2015 год?
— 2015 год был для меня результативным и счастливым. Желаю всем вашим читателям и коллективу редакции огромных успехов и процветания в новом году!

Беседовала Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля