Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Тарифы на проезд: пусть разбираются муниципалитеты

25 декабря депутаты Заксобрания области приняли губернаторский законопроект, передающий муниципалитетам полномочия по установке тарифов на проезд в муниципальном общественном транспорте. На местах новым возможностям, судя по всему, не очень рады.

Поспешное решение

Презентуя законопроект, депутатам четко дали понять, что тянуть с его принятием нельзя. Замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Андрей Никитин пояснил, что в начале января 2016 года истечет полугодовой срок, по которому региональные парламентарии должны привести областное законодательство по регулированию транспортной сферы в соответствие с федеральными поправками.

Как пояснил директор института законодательства имени Сперанского Алексей Петров, федеральный законодатель предоставил регионам альтернативу — сохранить установку тарифа на проезд в муниципальном общественном транспорте за областной профильной службой или же спустить на уровень местных властей. И разработчики закона выбрали второй вариант как более логичный.

— Мы тем самым определяем, на каком уровне установить данные полномочия, в соответствии с нормами федерального закона, — отметил эксперт. — Зафиксировано, что это будут органы местного самоуправления. Позднее, смотря как пойдет данная практика, эти полномочия возможно перераспределять.

Законодательное собрание Иркутской области
Законодательное собрание Иркутской области

Председатель Заксобрания Иркутской области Сергей Брилка признал, что сроки действительно поджимали, поэтому не принять закон было нельзя. Однако спикера парламента удивила нерасторопность региональных властей, не сумевших вынести документ на рассмотрение чуть раньше — хотя бы в октябре-ноябре. Тем более что работа над поправками велась заранее.

— Я думаю, что с принятием этого закона порядка в сфере муниципального транспорта будет больше, — пояснил Сергей Брилка. — Задержка произошла из-за того, что формировалось правительство. Меня удивляет, что в министерстве жилищной политики, транспорта и энергетики, где этот документ лежал, все равно остались работать люди, которые знали, что его нужно выдвигать. Я не буду кого-то критиковать, но просто-напросто не вовремя начали работать с этим законом.

Сергей Брилка
Сергей Брилка

Неудивительно, что авторы законопроекта удостоились серьезной критики. Большие претензии к передаче полномочий по установке тарифов выразил региональный уполномоченный по правам предпринимателей Алексей Москаленко. Он отметил, что документ поступил из правительства области только 17 декабря, и на общественное обсуждение было всего несколько дней. При этом норму о передаче полномочий по установлению тарифов на муниципальный уровень Москаленко назвал неоправданной. Тем более сейчас, когда наконец максимально упрощена региональная законодательная база по тарифному регулированию.

Омбудсмен по правам человека Валерий Лукин отметил недостаточную проработку документа с профсоюзами и представителями автотранспортных предприятий. А депутат фракции КПРФ Илья Сумароков вовсе назвал законопроект «сырым», призвав отклонить его в текущей редакции и вернуть на обсуждение после доработки.

Депутаты Заксобрания Иркутской области
Депутаты Заксобрания Иркутской области

Тем не менее закон приняли подавляющим числом голосов и направили на подпись губернатору. Как отметила председатель профильного комитета ЗС по собственности и экономической политике Ольга Носенко, документ носит рамочный характер, то есть заработает в полную силу, как только его дополнят соответствующими подзаконными актами. Но принципиальные, основополагающие положения сохраняются. И с этими новыми обязанностями муниципалитетам придется справляться самостоятельно.

Непредсказуемые последствия

Главы городов и районов области крайне неоднозначно восприняли внезапно свалившиеся на них полномочия. Мэра Черемхово, председателя Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадима Семенова поразил и сам законопроект, и поспешное его принятие Законодательным собранием. Он отметил, что это достаточно серьезный проект и принимать его так скоропалительно было нельзя. Вместо тщательной проработки на местах и обсуждения с общественностью муниципалитеты просто ставят перед фактом — и подталкивают к принятию непопулярных решений о росте тарифов за проезд.

— Мы, безусловно, осознаем все трудности и сложности областного бюджета, понимаем, что там сегодня, быть может, этих денег нет, но их, к сожалению, нет и в муниципальных бюджетах, — отметил Вадим Семенов. — Мы испытываем такие же проблемы, а может даже большие, чем область. Поэтому еще раз подчеркиваю, что прежде чем принимать такие законопроекты, необходимо проводить серьезные изучения и со стороны муниципальных образований, и со стороны правительства и Законодательного собрания. В таком случае документы будут соответствовать требованиям населения, правительства и муниципалитетов. А сейчас, на мой взгляд, порядок нарушен.

На остановке в Иркутске
На остановке в Иркутске

Глава Ангарского городского округа Сергей Петров выразился на сей счет сдержанно. Он отметил, что для работы данного закона на местах не создано никаких условий — в МО не выстроены соответствующие структуры для принятия тарифных решений, не заложено необходимое финансирование. Да и сами тарифные полномочия городской администрации явно не нужны.

— Муниципалитет не готов исполнять новые обязанности, — подчеркнул Сергей Петров. — Переходный период может затянуться, в это время мы не сможем принимать нормативно-правовые акты, а перевозчики уже на грани, тормозится развитие отрасли. Кроме того, с новым законом выпадающие доходы лягут на муниципалитеты. Единственное, мы попросили, чтобы сегодня тарифная служба согласовала имеющийся пакет документов и утвердила тарифы, находящиеся у нее на рассмотрении. У службы пока есть полномочия и отработан механизм. Мы считаем, что данные права по утверждению должны быть пока у областной службы по тарифам.

37 маршрутный автобус
37 маршрутный автобус

В этом контексте вновь всплывает один из наболевших транспортных вопросов — повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте Иркутска. В заключении к законопроекту, подписанном министром экономического развития Иркутской области Оксаной Тетериной, говорится, что с 2010 года администрация Иркутска устанавливала муниципальным автотранспортным предприятиям предельный тариф на перевозку пассажиров в 13 рублей. А расчетный экономически обоснованный тариф на 2016 год для муниципального пассажирского автотранспорта составляет 25 рублей, для городского пассажирского наземного электрического транспорта —18 рублей.

В подвешенном состоянии остается заявка от десяти иркутских перевозчиков, поданная в региональную службу по тарифам буквально накануне принятия закона. В конце марта этого года им уже отказывали в повышении тарифа, сославшись на отсутствие договоров транспортного обслуживания с мэрией Иркутска. Это, как мы помним, в итоге привело к масштабной забастовке маршрутчиков.

Во время забастовки иркутских маршрутчиков на остановке
Во время забастовки иркутских маршрутчиков на остановке

Один из инициаторов нынешней заявки в службу по тарифам, председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Сергей Ошурков допускает, что ведомство может вновь отказать перевозчикам, сославшись уже на то, что теперь это дело требует решения уже не на региональном уровне. А стоимость проезда, по его мнению, необходимо повышать как можно скорее — ситуация с качеством перевозок из-за низких прибылей просто катастрофическая. По примерным оценкам перевозчиков, экономически обоснованный тариф сейчас составляет не меньше 23—25 рублей.

Но в данный момент существует важная проблема: дополнительные расходы на перевозку льготников не были заложены в местные бюджеты. Очень вероятно, что муниципальные власти всё же воспользуются своими новыми полномочиями и компенсируют возросшие по этой причине затраты за счет увеличения стоимости проезда. И эта нагрузка отразится на сумме, которую мы с вами будем платить в общественном транспорте.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • Алексей Иванов 5 февраля 2016 в 22:30

    В принятии этого решения должны принимать люди, пользующиеся этим транспортом, а те те, кто на нём вообще не ездит.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля