Кладбище в пять тысяч квадратных саженей
В начале XX века население Иркутска активно росло, а вместе с ним увеличивалась и численность еврейской диаспоры. Одним из факторов, способствующих прибытию евреев, стало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Большую часть общины составляли ссыльные и их потомки. Иркутский историк Раиса Попова писала, что в начале 20 столетия «их численность составляла от 7 до 9% от общего числа иркутян, что делало Иркутск одним из крупнейших центров расселения евреев вне черты оседлости».
Изначально евреев хоронили на католической территории Иерусалимского кладбища. С расширением границ захоронения до Большой Русиновской улицы, ныне Байкальской, на новой территории в конце 1860-х — начале 1870-х годов был отведен участок для захоронения евреев, который действовал до начала 20 столетия.
В 1898 году было решено закрыть Иерусалимский некрополь. В результате работы специальной комиссии в 1899 году было принято решение обустроить Амурское кладбище. Тогда же, 28 мая 1899 года, за кладбищем было закреплено официальное название — Амурское — и распределены участки для представителей разных конфессий. «Центральная часть в 60 тысяч квадратных саженей была отведена под православное кладбище, а оставшаяся территория поделена на четыре участка: католический, магометанский, еврейский и больничный, со сторонами 50х100 саженей, площадь каждого составила по 5 тысяч квадратных саженей. Часть для лиц иудейского вероисповедания располагалась в северо-восточном углу».
В июле 1899 года председатель комиссии по устройству еврейского кладбища Леонтий Иосифович Герзони обратился в городскую управу с проектом о строительстве караульного дома на отведенной для еврейского кладбища земле. Все работы по строительству дома и обустройству кладбища производились на средства Герзони и были завершены в том же 1899 году. В эксплуатацию кладбище ввели в 1900 году.
В 1907 году вокруг еврейской части кладбища построили ограду из песчаника. Её возвели на средства иркутского купца первой гильдии Исая Матвеевича Файнберга в честь его погибшего сына Павла (Файвуша), умершего в Иркутской тюрьме от огнестрельных и колотых ран во время беспорядков.
В 1939 году еврейское кладбище было передано в ведение Иркутского городского коммунального лесоземельного треста. Согласно годовому отчету Иргорлесземтреста за 1939 год, площадь еврейской части Амурского кладбища составляла 2,35 гектара. По архивным сведениям, в 1949 году на кладбище насчитывалось около 2700 могил.
На еврейском кладбище покоятся такие люди, как крупный иркутский купец и домовладелец Исай Матвеевич Файнберг, иркутский купец второй гильдии Бенциан Гершкович Юцис, купец, владелец мукомольного товарищества «Белицкий и Ко» Самуил Иосифович Белицкий, иркутский мещанин Абрам Яковлевич Файман, председатель еврейского кладбища Леонид Иосифович Герзони и многие другие.
Когда-то информация о времени открытия кладбища и устройстве ограды была помещена на двух обелисках, открывающих вход на центральную аллею, но они не сохранились до наших дней. Также в статье Раисы Поповой говорится, что ранее на кладбище были установлены центральные ворота с надписью «Покоящиеся в могиле восстанут для жизни вечной», но и от них ничего не осталось. Новые ворота установили в 2004 году. Центральный вход на кладбище расположен со стороны улицы Депутатской.
«Кладбище не закрывается за один день»
Все могилы на кладбище расположены довольно близко друг к другу, между ними около тридцати сантиметров и практически нигде нет оградок. Надгробья очень старые, сделаны из песчаника, поэтому многие уже сильно разрушились. Каждый памятник на этом кладбище что-то символизирует, так, памятники в форме дерева или с книгой заключают в себе серьезные смыслы.
Памятники с книгой говорят о том, что похороненный умел читать Тору (еврейская Библия). При этом необязательно, что он был раввином. Уметь читать Тору очень сложно даже тому, кто хорошо знает иврит, потому что существуют свои законы чтения, распевы и много других нюансов.
Надгробья в виде деревьев с обрубленными сучьями символизируют то, что у захороненного на этом месте человека не было сыновей или вообще детей. То есть его сравнили с деревом, которое уже не принесет никаких плодов.
Также на кладбище есть памятники, напоминающие беседки. Они строились из песчаника или железа и имели разные формы и размеры. Памятник в виде сдвоенной беседки стоит на могилах братьев Виннеров. Их убили, когда они заступились за православного телеграфиста, которого хотели убить черносотенцы. В глубине кладбища стоит пустой склеп, принадлежащий Давиду Михайловичу Кузнецу. Когда-то он выкупил это место для себя, но так и не был на нем похоронен.
— Когда это кладбище организовали, выкупались места. Например, один человек умирает, а рядом с ним выкупают два места родственники, когда подходит их очередь, их туда хоронят, — пояснил руководитель общества Хевра-Кадиш. — На новом кладбище первое захоронение стараются делать максимально пожилого человека. Это такой мистический подход к тому, чтобы все, кто на это кладбище пойдет, жили как можно дольше.
Иногда на надгробьях изображают талит — религиозное одеяние, которое мужчины надевают на себя во время молитв. Руководитель общества Хевра-Кадиш рассказал, что когда проходят похороны, то от талита, в котором молился мужчина, отрезают одну кисть, делая его непригодным для дальнейшего использования, и накрывают им усопшего. А на памятнике схематично изображают ткань, показывая, что на этом месте похоронен мужчина, который выполнял все, что требовалось от религиозного еврея.
В еврейской культуре запрещены скульптурные изображения. Несмотря на это, такие надгробья все же можно найти на кладбище — почти все они были установлены в постсоветское время.
Все кладбище обнесено массивной стеной, сложенной итальянскими мастерами, которые строили туннели на Кругобайкальской железной дороге. Как рассказали в синагоге, эти стены созданы не только для защиты от каких-то внешних сил, они еще и имеют определенное значение для иудеев.
— Бывали ситуации, когда пять-шесть еврейских семей куда-нибудь ссылали. Им выделяли дом на время строительства своего, и первым делом они узнавали, где кладбище, выкупали себе участок и огораживали его, — объяснил собеседник. — Также туда старались привезти хотя бы горсточку святой земли. Земля Израиля свята со времен сотворения мира, каждому, кто в ней похоронен, прощаются все его грехи, словно то место, где он покоится, это храм его жертве. И вот эта горсть рассыпается по всей территории, а вся земля перемешивается, и отделить одну песчинку от другой уже невозможно.
Считалось, что правильно устроенное кладбище позволяет гарантировать, что еврей будет похоронен на святой земле. Распределить горсть священной земли по всему кладбищу не получится, а на какую-то определенную территорию можно. Как раз вокруг таких участков и устанавливаются ограды.
Еврейская часть Амурского кладбища официально была закрыта в 1963 году, но хоронить усопших продолжали и в последующее десятилетие. Побывав на кладбище, мы нашли могилу, датированную 1974 годом. Памятник очень хорошо сохранился. Могила расположена близ караульного домика.
— Кладбище в один день не закрывается, оно продолжает действовать еще какое-то время. Потому что имеются выкупленные места. Когда на Иерусалимском кладбище места закончились, все больше людей стали хоронить на Амурском, — пояснил руководитель общества Хевра-Кадиш. — Потом, когда в конце 1950-х годов поняли, что Еврейское кладбище начинает исчерпывать свою емкость, стали вести разговоры о выделении нового участка на Новоленинском кладбище, там место было отведено в 1962 году, а в 1963 году прошло первое захоронение. Но, несмотря на это, на еврейской части Амурского кладбища все еще продолжали хоронить людей, как и на Иерусалимском.
Еврейское кладбище неоднократно страдало от нападок вандалов. По словам ветеранов общины, с 1994 года кладбище разрушали четыре раза — ломали надгробные плиты, забор и ворота. Несколько раз жгли караульный домик. Все это восстанавливалось силами общины. Она и сейчас следит за состоянием кладбища — наводит порядок на территории, ухаживает за могилами, не так давно установлены таблички, обозначающие номера участков, что помогает найти захоронения, имеющиеся на кладбище. Работы проводятся за счет еврейской общины и городского бюджета.
Использованы данные из статьи «К изучению истории еврейской части Амурского кладбища» / Р.В. Попова. — Иркутск, 2014.
Алёна Иванова, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Мой первый комментарий!
Алёна здраствуйте,
Не знаете ли вы есть ли где-то список похороненных на этом еврейском кладбище?
Также, не знаете ли вы кто автор этих фотографий?
Я также видел фото с этого кладбище похороненных пленных в Первую Мировую войну из Австрии. Вы не встречали таких фото?
С уважением,
Ефим