— На ваш взгляд, достаточно ли в России уделяется внимания творческому развитию детей?
— С творчеством сейчас туго, его не считают чем-то важным. И эта тенденция не только российская. Мы много ездим, друзья-иностранцы говорят, что такая ситуация везде. А на самом деле творчество — это одна из составляющих нашей жизни. Мы развиваем одну сторону личности, ходим «на одной ноге» и думаем, почему нам так неудобно. Потому что «вторая нога» — это творчество, то, что дает нам радость, возможность что-то придумывать. Почему, например, во Францию приезжаешь, и сразу происходит цветовой и культурный шок? Потому что там везде художники, базарчики, везде что-то свое, и это поддерживается. А у нас в деревню приедешь, а вокруг все грустно и печально.
Если копнуть глубже, то на самом деле творческих людей много. Когда деревенский человек в себе что-то такое открывает — это же просто невероятно. Например, у нас вот Борис живет, так он всю жизнь занимался строительством, а когда его попросили сделать детскую площадку — открыл в себе талант резчика по дереву. Сейчас он вырезает удивительные вещи — русалку, кота, богатыря и многое другое. И дома у него все резное. Другой играет на аккордеоне и организовал свое трио.
Творчества много, но зачастую ему просто некуда выплеснуться. И я не понимаю, почему сейчас к культурному развитию такое пренебрежение.
Считается, что клуб отремонтировали и все, этого хватит. Стоит филармония, и вроде бы культура в Иркутске на подъеме, но это ведь совсем не так. Есть хорошие музыканты, у которых заработная плата такая, что они вынуждены работать в нескольких местах. У них все силы уходят на три работы, на этом весь энтузиазм и заканчивается.
Например, Байкал-хору сейчас надо ехать на всемирный фестиваль хоров. Это, может быть, единственный шанс в жизни у детей будет, а где деньги взять, как это все организовать? В средства зачастую все и упирается. К нам из Красноярска летом приезжали музыканты, так у них с финансированием полегче, а у нас в регионе этому почему-то мало внимания уделяется. Музыканту необходимо петь не только ради заработка, но и для себя, для людей — это потребность творческого человека. На Ольхоне летом собираются музыканты, им не надо денег, они просто общаются и исполняют то, о чем они раньше только мечтали: Мусоргского, Брамса, Гайдна. Мы даже ставили «Петрушку» Стравинского. Представляете, в деревне на Ольхоне — и такая постановка.
— На что государству стоит обратить внимание и какую помощь оказать творческим людям?
— Об этом надо их спросить. Например, педагоги вынуждены постоянно участвовать в конкурсах, потому что от этого зависит их заработная плата. И бедные дети вместо того, чтобы нормально заниматься, разъезжают по самым разным конкурсам. Это тоже убивает. Система организована так, чтобы чиновникам было удобно ее контролировать, оценивать и выдавать отчеты. То есть педагоги знают, что должны отзаниматься определенное количество часов, в конкурсах поучаствовать, написать невероятное количество отчетов, и только после этого, возможно, им дадут высшую категорию. Получается, вся эта система не настроена на помощь живому творчеству.
— Вы получили грант конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл», что вы можете рассказать о своем проекте? На что он направлен?
— У нас в деревне около 300 детей, для которых внешкольное образование почти не организовано. Везде есть какие-то дома творчества, а у нас выходит, что дети никак не заняты. Спортивные секции есть, но они тоже не очень развиты. Поэтому мы решили с родителями выдвинуться на конкурс. В этом году был сделан большой упор на проекты, которые бы поддерживались местным сообществом. А это довольно сложно: защитить такой проект, который, с одной стороны, будет интересен грантодателю, а с другой — местному сообществу.
Когда ты пишешь план проекта, важно показать, как ты будешь оценивать результат. Поскольку это культурный проект, то здесь децибелы не посчитаешь. План мы разбили на четыре праздника: День учителя, Новый год, 23 февраля и 8 марта, будем выступать на них. В дополнение к ним взяли большой праздник Белого месяца — «Сагаалган». Поскольку у нас население смешанное, русское и бурятское, мы решили, что этот праздник очень важен для людей, будем всей деревней танцевать ёхор.
С детьми занимаются два педагога. Один по вокалу — это местная учительница музыки, она молодая и очень активная. К ней в помощь раз в месяц приезжает более опытный педагог из города. Таким образом мы потихоньку осваиваем двух- и трехголосье. Танцы у нас преподает Наташа, очень хорошая балерина. На день учителя прошел концерт, дети пели и танцевали для учителей, для них же в подарок мы сняли шуточный мультфильм. В общем, пытаемся немного изменить формат сельской детской жизни, немножко его приукрасить.
— Дети охотно занимаются?
— Очень охотно. У нас дети заражены этим вирусом творчества, потому что мы и в рамках музыкальной школы, и сами всегда старались прививать им любовь к самовыражению. На Новый год мы много лет с родителями ставим спектакли. Дети тоже вовлечены в этот процесс. Мой младший сын (ему 12 лет) — очень творческий мальчик, его друг Матвей — сын соседей, так у них вечная конкуренция, кто лучше споет или станцует. Они уже и мультики сами научились снимать и монтировать, то есть ты им что-то показываешь, помогаешь, и в результате очень многое получаешь в ответ. Поэтому хочется, конечно, с каждым разом давать все больше.
— А мультики вы делаете рисованные или пластилиновые?
Делаем всякие. Возвращаясь к проекту: помимо праздников мы снимаем еще большой фильм «Снежная королева». Должны закончить его к апрелю. Сейчас прошли осенние съемки, потом будут зимние. За основу ребята взяли Андерсена в классическом переводе, там есть рассказы цветов. Мы не знали, как их экранизировать, и решили сделать все это в виде мультиков. Каждому ребенку дали свой цветок, дети рисовали цветочные истории. Одни рисовали, другие лепили. Матвей оказался такой продвинутый: он быстро освоил компьютерную программу и сделал мультик на компьютере. Но обычно мы делаем для мультиков максимально простые фигурки, разрезаем их на кусочки и фотографируем сверху в движении. Каждое движение — небольшой поворот какой-то части этой фигурки. Потом монтируешь — и все, мультик готов.
— Вы этому где-то учились или тоже познаете все в процессе вместе с детьми?
— Все в процессе. То есть получается, что надо что-то сделать, и ты, соответственно, этому быстро учишься. Я вот приехала в город и говорю, что у нас проблема с педагогами в деревне, а мне отвечают: а вы сами научитесь и преподавайте. Я уже многое освоила, но петь и танцевать научиться за полгода невозможно, я, конечно, стараюсь, но для меня это непросто. А остальное нам приходится делать самим. Некому сейчас сфотографировать — сам фотографируешь; некому монтировать — ты монтируешь. Родители тоже очень помогают. И микрофоны таскают, и записи делают, на сайт выкладывают, тоже монтируют, вырезают. Действительно очень много такой постоянной помощи, которая нужна, и родители — молодцы.
— Вы говорили, что сейчас пока не попросишь или не заставишь кого-нибудь что-то сделать, то мало кто шевелится. Почему же вы делаете это, идете вперед и еще людей за собой ведете?
— Я всегда была активной в школе. У меня была очень хорошая учительница. Мы ставили очень много спектаклей, и с тех пор я люблю театр. Это самое простое, что в деревне легко сделать, это доступно. У меня два сына, и даже когда старший был маленьким, на Ольхоне еще ничего не было, в том числе и света, но при этом же как-то необходимо строить свою жизнь. Телевизор смотреть я никогда не любила, поэтому мы устраивали теневой театр, шили на руки всяких зайчиков и белочек, просто это была потребность самовыражаться А с младшим было уже легче, появилось больше возможностей. Если ты привык к творчеству, есть свободное время, то тебя тянет сделать что-то красивое, картинку какую-то, хочется спеть или станцевать.
Еще у нас есть такая традиция: каждый Новый год мы ставим семейный спектакль. Если первые три года я всех уговаривала, ходила за всеми, то сейчас этого уже делать не приходится. Все сами спрашивают «Когда спектакль? Что ставим?» или говорят «Дайте нам сценарий, а мы и сами все сделаем». В прошлом году так и было: я придумала спектакль, а родители написали сценарий, поставили «Щелкунчика», то есть все основное они сделали сами. Я приехала, а все уже готово: и декорации, и костюмы.
Если есть кто-то один инициативный, то он вдохновляет второго, третьего — происходит некий эффект домино.
Когда ты живешь творчеством, то у тебя более высокий уровень общения. Я даже замечала: приходят родители, и по ним заметно, что они переживают кризис отношений, видно, что сейчас у них проблемы в семье. А потом они участвуют в спектакле — и все налаживается. Творчество позволяет людям раскрыть себя с хорошей стороны. На сцене жена видит, какой у нее талантливый муж. Он с ребятишками танцует и поет, он снова радостный ребенок, и жена заново в мужа влюбляется. Мне кажется, что людям самим все это нравится.
В Иркутске тоже концерт фортепианной музыки недавно организовывали, и после него разные люди подходили и говорили, что еще никогда за столь короткий период не проживали столько разных эмоций. Музыка позволила им всё это пережить и переосмыслить: и печаль, и разлуку, и нежность, и скорбь, и отчаяние, и радость, и что-то еще личное, своё. А без творчества мы словно не доживаем себя, не чувствуем этой глубины души.
— Любовь к творчеству вам прививали с детства, или вы сами по себе такой человек, некий массовик-затейник?
— Трудно сказать, наверное, все-таки прививали. Папа был очень творческим человеком. Мы с ним много путешествовали, лепили, клеили разные фигурки. Я это любила, и всегда у меня была к этому тяга. Я просила маму отдать меня на музыку или на танцы, но она не отдала. И вот эта часть так и осталась нереализованной, может это и сыграло какую-то роль. В детстве я очень любила петь и танцевать, а сейчас я помогаю это делать другим.
Ну и учителя у нас тоже очень творческие были, и с классным руководителем повезло. Жанна Сергеевна очень заводная, ей сейчас восемьдесят лет, так вот недавно она выиграла велогонку. Она рассказывала: «Слушай, я вчера семь килограммов теста замесила, пирожки напекла, гости пришли и всё съели». Она всегда открытая, общительная, и к ней люди тянутся. Наверное, что-то в тебе заставляет искать таких людей, ты от них заряжаешься энергией и потом тоже несешь этот заряд по жизни.
— В занятиях с детьми из своей деревни, в организации выездов, разработке проектов какая у вас основная цель? Какой результат вы хотите получить?
— Я хочу, чтобы дети себя комфортно чувствовали на сцене, чтобы у них была радость: мы выступили, это было здорово, это было хорошо, мы счастливы. Хочу, чтобы ребятишки ощущали себя полноценными людьми, чтобы чувствовали, что у них интересная жизнь, хорошая школа. Ведь остров, на котором мы живем, очень красивый. И важно, чтоб люди чувствовали, что их объединяет творчество, что их жизнь богата на радостные события. Тогда и жить интересно, и у людей не возникает желания уехать. Поэтому и хочется помочь людям, живущим в нашей деревне.
Беседовала Алёна Иванова, ИА «Иркутск онлайн»
Фото из личного архива Натальи Бенчаровой
Наталья Бенчарова - вероятно, супруга знаменитого Никиты Бенчарова?