Особняк в стиле модерн
Судьба дома неразрывно связана с купеческой семьей Бревновых, которая обосновалась в Иркутске в начале 20-го века. Два брата, Владимир и Николай Бревновы, купцы второй гильдии, жили в Томске. Оптом и в розницу они торговали чугунными и железными изделиями, приисковыми товарами, валяной и кожаной обувью, бумагой всех сортов, канатами, войлоками и алмазами. Годовой оборот достигал миллиона рублей.
Основную часть своего товара братья, как и многие купцы того времени, везли в Сибирь из соседней Монголии. Для того, чтобы расширить свое дело, Бревновым понадобилась перевалочная база на длинном пути между Томском и Монголией.
— Было принято решение, что один из них поедет в Иркутск, обоснуется здесь, откроет в городе торговые склады и магазины, — поясняет директор иркутского Дома литераторов Юрий Баранов.
Первым в Иркутск приехал Владимир Бревнов. В 1901-м году он приобрел участок, который занимал весь угол улиц Почтамтской (Степана Разина) и Харлампиевской (Горького). Купец заказал двухэтажный особняк очень дорогому по тем временам архитектору Николаю Войкову. Выпускник Императорского института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге с 1907-го года жил и работал в Иркутске.
Николай Войков с энтузиазмом принялся за дело — это была его первая крупная работа. Строительство было окончено в 1910 году. Особняк Бревнова, созданный по последнему слову архитектурного искусства, Войков выполнил в стиле модерн. Рядом с домом были построены складские помещения и каретный сарай.
Двухэтажный особняк оказался весьма необычным для Иркутска. Первый этаж дома Бревновых был выполнен из камня, а второй — из дерева. Сразу об этом не догадаешься, ведь снаружи фасад оштукатурен и покрыт лепниной в виде растительных орнаментов. Лепнина и, конечно же, известные всем иркутянам барельефы с изображением львиных голов — это, по сути, визитная карточка усадьбы Бревновых.
— В здании своеобразная система вентиляции. Поскольку второй этаж деревянный, задекорированный под камень, здесь должно было хорошо проветриваться, иначе бы дом быстро начал гнить. В каждой комнате второго этажа под потолком было сделано вот такое отверстие, — показывает Юрий Баранов. — Открываешь его, там пропеллер крутится, и воздух поступает в помещение. Зимой туда набиваются птицы и чирикают.
Таких больших окон, как в особняке Бревнова, в Сибири тогда никто не делал. Зная о суровых зимах, люди наоборот старались сберечь тепло, поэтому у большинства домов окна были маленькими. Стены особняка настолько тонкие, что их толщина не соответствует даже современным нормам. По словам Юрия Баранова, в то время дом наверняка обогревался печами, но куда они делись — неизвестно. Для защиты от пожаров возле здания была возведена брандмауэрная стенка из песчаника.
После завершения строительства Владимир Бревнов надолго обосновался в Иркутске и перевез сюда семью. Торговля шла хорошо, братья вскоре разбогатели и стали купцами первой гильдии. На улице Пестеревской (Урицкого) был построен торговый дом купцов Бревновых. Известно, что он был записан на брата Владимира — Николая.
Здание торгового дома — еще одна работа архитектора Николая Войкова — очень похоже на знаменитый «дом со львами». Оно тоже выполнено в стиле модерн и богато украшено лепниной. На первом этаже Бревновы торговали скобяными товарами, на втором — открыли магазин готового женского платья.
Отъезд из Иркутска
Хозяева особняка, Владимир Бревнов и его жена Клавдия, переехав в Иркутск, как и положено, обзавелись знакомствами, начали вести настоящую светскую жизнь. По соседству, буквально в каждом доме на улице Почтамтской, проживали иркутские купеческие династии, не уступавшие Бревновым по своему положению в обществе.
Своих гостей Бревновы встречали в буфетной. В просторном холле стоял буфет с закусками, горячительными и прохладительными напитками. Удивительно, что здесь и в гостиной сохранился паркет того времени. Он по-настоящему уникальный — состоит из 18 сортов южно-африканских деревьев. Как рассказал Юрий Баранов, после обследования здания, когда были вскрыты полы, оказалось, что паркетная плитка имеет на обратной стороне клеймо. На дереве выжжено: «Фабрика паркетных изделий купца Кенига». Своеобразный знак качества паркета, которому исполнилось более ста лет.
Второй этаж был «парадным» и предназначался для хозяев и их гостей. Здесь находились спальни Владимира Бревнова и его жены, комната их дочери Любы. Юрий Баранов признался, что в свое время ему пришлось изучить много литературы, чтобы выяснить, как звали дочь Бревновых. Нижний этаж отводился слугам, там находились людские, кухня и прочие подсобные помещения.
Еще одно уникальное помещение «дома со львами» — будуар Клавдии Бревновой. По своему интерьерному решению комната превзошла многие будуары других знатных иркутянок. Так, например, деревянный подшивной потолок из дуба не имеет аналогов в Иркутске.
1917-й год стал поворотным не только в истории страны, но и для семьи Бревновых. В Иркутске Февральскую революцию восприняли с энтузиазмом, местное население ее приветствовало. Однако после нее события в городе развивались непредсказуемо, ухудшилась криминальная обстановка. В дома купцов врывались, их грабили и убивали. Юрий Баранов рассказал, что в то время на улице Почтамтской была убита целая купеческая семья из 15 человек.
Владимир Бревнов понимал, что оставаться в Иркутске небезопасно. Семья Бревновых оказалась перед выбором. И они приняли тяжелое решение: уехать из Иркутска в Харбин. Поскольку точная дата отъезда неизвестна, возникло историческое расхождение: во многих источниках назван 1917-й год, но, как оказалось, ошибочно.
Сегодня в Иркутске живет внучатый племянник Владимира Бревнова — Иван Колокольников. Его прапрабабушка Александра была родной сестрой Клавдии Бревновой.
— Во многих публикациях пишут, что Бревновы уехали из Иркутска в 1917-м году, но тогда еще никто не уезжал, масштаба ситуации, всей ее трагичности никто еще не мог осознать. Когда в конце 1918-го или в 1919-м году моя прапрабабушка Александра со своей семьей переехала в Иркутск из Тюмени, ее сестра Клавдия с мужем и дочерью еще были здесь, — объясняет Иван. — Уехали же Бревновы, скорее всего, в 1919-м году, потому что уже в начале 1920-го Иркутск перешел к Красной армии.
В Харбин Владимир Бревнов уехал вместе с дочерью Любой и ее мужем Николаем Бочкаревым — сыном известного купца Всеволода Бочкарева. Еще до отъезда семьи умерла Клавдия Бревнова, она была похоронена в ограде Харлампиевской церкви. Как сложилась дальше судьба купца Бревнова — неизвестно, как нет сведений и о том, что случилось с его братом Николаем.
Юрий Баранов рассказывает, что за границей Николай Бочкарев разбогател — он выписал из Англии специальную машину и занялся откачкой выгребных ям. По некоторым сведениям, в начале 30-х годов Люба и ее муж перебрались из Харбина в Сан-Паулу. Известно, что она умерла в Бразилии в 1991 году.
Штаб Антанты и гостиница для пролетариев
После отъезда Бревновых особняк на Почтамтской улице долго пустым не простоял. В здании разместилось консульство Великобритании. Затем здесь работала военная миссия Антанты. В это время в купеческом особняке располагался кабинет французского генерала Мориса Жанена. В «доме со львами» при нем бывали адмирал Александр Колчак и командующий чехословацким корпусом Ян Сыровый.
Недалеко отсюда размещалась военная американская миссия (Черемховский переулок, здание иркутского Союза архитекторов). В особняке наверняка бывал лейтенант морской пехоты и будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр. Как пояснил Юрий Баранов, по воспоминаниям старожилов, рассказанным устно, Дуайт, проходя службу в Иркутске, простудился и лечился в нашем военном госпитале. И там у него был роман с медсестрой. Но никаких документальных свидетельств об этой истории нет.
По окончании Гражданской войны в здании на Почтамтской разместились общежитие и гостиница коммунхоза. Пролетарии покрасили стены и уникальный паркет Бревновых масляной краской, потолки побелили известью. В эти годы здание не ремонтировалось и было запущено.
В конце 1970-х годов бывший купеческий особняк передали иркутскому отделению Союза писателей СССР. С тех пор здание известно иркутянам как Дом литераторов. Тогда в нем впервые провели ремонт, но выполненные работы не были реставрацией — в доме просто соскоблили краску с паркета. За годы эксплуатации особняк пришел в ужасное состояние.
Интересно, что в это время семья Колокольниковых получила письмо из Австралии, где обосновались дети или внуки Бревновых. Как рассказал Иван Колокольников, он точно не знает на чье имя оно пришло, как им удалось найти адрес, потому что в пределах Иркутска место проживания семьи менялось, но письмо дошло.
— Написали они примерно следующее: «Если бы нам вернули дом, мы могли бы вернуться». Вот так наивно, — пересказывает Иван. — Письмо достигло цели, но отвечать на него никто не стал, потому что это было небезопасно. Если бы сейчас объявились, было бы интересно, но они уже наверняка там ассимилировались и не помнят этого.
Письмо из Австралии быстро уничтожили, говорить о нем в семье Колокольниковых было не принято. Больше никто из родственников Бревновых не объявлялся. Может быть, они пытались дать знать о себе, но не факт, что их письма смогли бы дойти до адресатов.
В начале 1990-х годов, по словам Юрия Баранова, в старинный особняк приходила женщина, которая представилась племянницей или внучкой Любы Бревновой. Она сообщила, что приехала из Сан-Паулу и хотела бы посмотреть дом, свое родовое гнездо. Никому и в голову не пришло с ней поговорить, записать ее воспоминания — история ее приезда больше похожа на очередную легенду «дома со львами».
Открытие архитекторов
В 2015-м году, спустя 105 лет после строительства, началась долгожданная реставрация усадьбы Бревновых. Сохранились чертежи архитектора Николая Войкова, по ним авторы проекта установили изначальную планировку здания. Первый этаж был переделан, разбит на мелкие комнаты, видимо, для слуг, а второй сохранился почти полностью.
Здание действительно уникально, редкий для Иркутска случай, когда первый этаж выполнен из кирпича, а второй — из дерева. При этом дерево стилизовано под камень, фасад оштукатурен, на него закреплены элементы декора.
Стоимость реставрационных работ составит 56 миллионов рублей. Они будут профинансированы из бюджета Иркутской области. Проект рассчитан на два года, работы планируют завершить в сентябре 2017-го года. Их выполнение контролирует региональная Служба по охране объектов культурного наследия.
Специалисты отреставрируют фасад здания и усилят его несущие конструкции. В «доме со львами» смонтируют конструкцию вентилируемого фасада, заменят стропильные системы крыши и кровельное покрытие. В рамках проекта будут обновлены все инженерные сети, дом оснастят новым оборудованием. Все исторические элементы здания будут сохранены, строители выполнят ремонт и реставрацию внутреннего интерьера. Кроме того, они восстановят лестницу во внутреннем дворе и балкон с правой стороны особняка (на сегодня они разрушены).
После окончания работ в усадьбе Бревновых продолжит работу ОГАУ «Иркутский дом литераторов», созданный в 2010-м году. На время ремонта его коллектив переехал в здание Иркутской областной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского.
Все декоративные элементы, которые делают купеческий особняк неповторимым, будут сохранены. Самые заметные из них — скульптурные фигуры в виде женских голов и львов на фасадной стене, широкая мраморная лестница, лепной декор на потолках и паркет с индивидуальным рисунком для каждого помещения.
Оказалось, что у «дома со львами» есть особенности, о которых до начала реставрации никто не знал. Когда началось обследование здания, выяснилось, что под слоем штукатурки скрыта роспись.
— Мы обнаружили на потолках в гостиной и буфетной трафаретную живопись, — поделилась открытием главный архитектор проекта Татьяна Гусева. — У меня было чутье, что что-то должно быть, это же особняк, это такое богатство, хозяин любил все это, ему хотелось жить красиво.
В старинном особняке действительно сохранился уникальный дух иркутского купечества. «Дом со львами», притягивающий иркутян своими легендами и историей семьи Бревновых, наверняка еще открыл не все свои тайны.
Незваные гости
Вахтеры, работающие в иркутском Доме литераторов, боятся оставаться в здании на ночь. Их опасения не напрасны — в старинном особняке уже не раз видели привидений. Несколько лет назад сюда приезжала группа «Космопоиск». На снимках, которые были сделаны специалистами ночью, видна фигура мужчины, сидящего на диване в бывшей буфетной. Еще один мужской силуэт «поймали» на первом этаже у окна.
— По их словам, призраки «дома со львами» — скорее всего, люди, которые часто бывали здесь, приходили в гости к Бревновым. В гостиной сохранилось зеркало тех времен, оно хранит память, — увлеченно рассказывает Юрий Баранов. — Привидения собираются рядом с ним, на лестнице и у входа в бывший будуар хозяйки дома Клавдии Бревновой, но внутрь комнаты не заходят.
Однажды ночью во время грозы хлопнула дверь мужского туалета, хотя она очень плотно закрывается. После этого мужской голос прокашлялся и запел романс «Утро туманное». Экстрасенс из группы «Космопоиск» пришел к выводам, что привидения бывают здесь не постоянно. Как оказалось, их можно увидеть не в любую ночь, а только когда за окном гроза или другие природные явления.
Последний раз призрака в старинном особняке видели 5-го января этого года. Когда Юрий Баранов пришел на работу, к нему подбежала напуганная женщина, которая в ту ночь дежурила в здании. По ее словам, на втором этаже, возле стола с новогодней елкой, она увидела фигуру женщины в длинном платье. Это произошло в пятом часу утра. Сотрудница растерялась, крикнула ей «Брысь!», и после этого призрачный образ растаял.
Раньше с таинственной незнакомкой в Доме литераторов уже сталкивались. Один раз ее видели поздно вечером у входа в бывший будуар хозяйки, привидение стояло рядом с дверью. При другой встрече фигуру женщины в белом заметили на ступеньках лестницы. Уборщица подметала полы и почувствовала, что на нее кто-то смотрит, обернулась и увидела призрак. От испуга женщина вскрикнула, и силуэт исчез.
Появление привидений в усадьбе Бревновых можно попробовать объяснить с помощью исторических фактов. Особняк был построен возле Харлампиевской церкви, на территории которой располагался погост. Сейчас территория бывшего кладбища застроена.
— Я выяснил, что здесь были похоронены люди, которые бывали в гостях у Бревновых. Среди них иркутский купец Всеволод Бочкарев, в 1922-м году он умер от тифа, — поделился Юрий Баранов. — В ограде Харлампиевской церкви покоится хозяйка особняка — Клавдия Бревнова — жена известного иркутского купца. Вполне возможно, что именно эти люди, их призраки, приходят в старинный особняк.
За помощь в подготовке материала благодарим Иркутский областной краеведческий музей и директора иркутского Дома литераторов Юрия Ивановича Баранова.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Фото Ильи Татарникова
Такая интересная статья была, до того как начался бред про привидений.