Управы на них нет
Шум и гам по ночам, громкая музыка, оглушительно гудящие на всю округу иномарки, уходящие в управляемый занос прямо на улице — все это привычные явления для Иркутска. Но привычное — не значит одобряемое. Зачем лихие ребята летают среди ночи на машинах с прямотоками по дворам многоэтажек, как будто специально поддавая газу? Чтобы от их гула завыли все сигнализации в квартале и проснулись десятки людей?
Такие гонщики создают большие проблемы не только для жителей, но и для автомобилистов. Неумелый лихач на заднеприводном авто, желающий почувствовать себя дрифтером, может покалечить не только себя, но также и других, дисциплинированных участников движения. Однако ночная романтика все равно манит на улицы безбашенную молодежь — кататься по городу или собираться на стоянках и под басовую музыку весело о чем-то болтать до утра. И тут же побравировать перед друзьями гоночной крутостью. То, что это может кому-то мешать или доставлять неудобства, никого из гуляк, похоже, не беспокоит.
Свое отношение к городским «романтикам» готов выразить депутат думы Иркутска Александр Якубовский. Парламентарий живет вблизи известного дрифтерского пятачка на сквере Кирова и почти каждую ночь вместе с соседями слушает импровизированные дискотеки и ревущие под окнами прямотоки. Одно из недавних таких сборищ вывело депутата из себя.
— Я, с одной стороны, к этому привык, поскольку рядом живу последние лет десять, — поясняет Александр. — И последние лет пять-семь такая проблема у нас. Обычно окно закрываю, беруши в уши и сплю. Полчаса таких собраний я бы пережил. А в этот раз от музыки, непрерывного рева прямотоков и запаха жженой резины уже никакие беруши не спасали. Около трех ночи я вызвал полицию, в течение получаса это все закончилось — сначала гаишники разогнали этих дрифтеров, а после второго звонка отключили музыку.
Конечно, при должном старании автоинспекторы всегда найдут основание для осмотра тех или иных машин, создающих аварийные ситуации на дорогах и нарушающих общественный порядок. А уж затем вскрываются дополнительные нарушения. С июля сотрудники ГИБДД Иркутска регулярно, каждые выходные в ночные часы выходят на патрулирование наиболее популярных дрифтерских мест.
— Проблема в том, что по законодательству за дрифт как таковой водителя нельзя привлечь к ответственности, — поясняет один из сотрудников ГИБДД, участвующих в рейде. — Поэтому приходится их ловить за другие возможные нарушения, которые удастся выявить. А для этого нужно, чтобы они в принципе что-то нарушили.
В ходе подобных рейдов гоняющих или дрифтующих по городу водителей тормозят, если есть на то основания, и комплексно проверяют все: от документов и личности автомобилиста до технического состояния авто. Особое внимание к машинам, специально переоборудованным под дрифт и имеющим конструктивные изменения, не учтенные в документах. По этой части из 50 проверенных машин по 16 составлены административные протоколы. Из них у одного автовладельца выявили подложные номера, еще двое ездили без документов.
Также в прошлом месяце совместными усилиями полиции и администрации Иркутска сделан еще один важный шаг — въезд на гоночную площадку на острове Конный теперь каждую ночь закрыт шлагбаумом. Теперь по ночам здесь стало потише, но жители окрестных домов временами продолжают слышать с этой площадки звуки управляемых заносов.
При всей серьезности подхода у автоинспекторов есть ряд ограничений в этом направлении. К примеру, проверить то же техсостояние стоящего автомобиля крайне сложно — у инспектора ГИБДД нет для этого достаточных полномочий. То есть водителей автомобилей, стоящих на парковке , если они не ревут прямотоками и откровенно не гоняют по улицам перед глазами автоинспекторов, по сути не за что привлечь.
Даже если по внешнему виду автомобиль «заряжен» для гонок, пока не сдвинется с места, проявив, например, по ходу движения рев прямотока, или откровенно не нарушит ПДД — сотрудники автоинспекции ничего с ним сделать не смогут. Разве только выгнать с площадки из-за громкой музыки в ночное время.
Компромиссные варианты
Проблема уличных гонщиков в Иркутске всегда стояла остро. Обычные горожане откровенно не понимают, в чем может быть интерес каждую ночь скапливаться на парковках, в том числе в спальных районах, и «тусить», не давая спать жителям всех окрестных домов. Один же из главных аргументов в защиту — желающим погонять и «давать угла» по улицам просто негде собираться, так как в городе нет специально оборудованных площадок для гонок и дрифта. А раз нет, то дрифтеров нужно понять и смириться с их существованием.
Сейчас, когда ГИБДД в существующих законодательных рамках не может толком ничего сделать с безалаберными стритрейсерами, политики и общественники пытаются найти собственные варианты выхода из ситуации. В качестве одной из мер борьбы с нарушителями спокойствия Александр Якубовский предлагает ввести запрет на парковку на сквере в ночное время. Тогда автоинспекторам будет проще разгонять стритрейсерские сборища, появятся дополнительные основания для проверки «гоночных» машин.
Но депутат признает, что одной территорией сквера решение проблемы не ограничивается. По словам тех, кто в «теме», основная масса нарушителей — любители, новички, желающие покрасоваться и получить дозу адреналина. Но такие герои-одиночки, нарушающие правила и ночной общественный порядок, бьют по репутации цивилизованных устроителей гонок.
— Мы за правильный дрифт: он должен быть легальным, профессиональным и безопасным, — рассказывает организатор дрифт-битв в Иркутске Екатерина Павлова. — Мы организуем дрифт-битвы уже много лет. И в наших мероприятиях участвуют только профессиональные пилоты, у которых автомобили оборудованы по специальному регламенту. Как правило, это уже взрослые люди. Они не гоняют по улицам Иркутска и, соответственно, не являются нарушителями общественного порядка и теми городскими раздражителями, которыми недовольны иркутяне. Наши пилоты свои машины используют только для дрифта на мероприятиях. Но что касается тех нелегалов на городских улицах, то они порочат нас как организаторов легальных дрифт-битв. И очень часто получается, что нам приходится за них выслушивать и отвечать. Нам говорят, что дрифтеры плохие. А кто плохие? Те неадекватные ребята, которые гоняют по ночным улицам, пугают людей и мешают им спать, ничего не понимая и никого не слушая.
— Мы у себя это дело стараемся контролировать в той или иной степени, и наши люди так по городу обычно не «беспределят», — поясняет один из руководителей иркутского стритрейсерского клуба «Карбон» Александр Кралько. — На самом деле это не такая большая тусовка, как может показаться. Но всех под контроль не возьмешь, потому что почти каждый, кто повесил себе на машину эту «банку» и поставил «катки» уверен, что стал дрифтером. Иногда едешь и смотришь на эту разваливающуюся машину, и смешно становится. Мы периодически проводим свои мероприятия. Да, они попадают в формат нелегальных. Но, во-первых, это происходит не на сквере, а где-нибудь за городом. Во-вторых, следим за безопасностью гонок. Раз-два в месяц мы так собираемся и сбрасываем пар: пожгли резину, пожгли бензина — и все, больше мы никуда не поедем.
Тему борьбы с дрифтерами неоднократно поднимали на самых разных уровнях: от многочисленных общественных обсуждений до разбора проектов на уровне администрации Иркутска. Одним из выходов многие видят создание в Иркутске специального объекта для гонок, общедоступного, но расположенного вдали от жилых массивов. Это позволило бы не только развить гоночные виды спорта, но и убрать с улиц города многих лихачей, предложив им альтернативную удобную площадку для дрифтерских «упражнений».
В реализацию проекта мало кто верит — несколько попыток создать такой объект так и не удалось довести до конца. В 2014 году предыдущий состав думы Иркутска «зарубил» представленный им проект специальной площадки. И эта тема, казалось, вновь зависла на неопределенный срок.
При новом градоначальнике на очередной волне недовольства тема строительства трассы вновь ожила. Как нам стало известно, в июле лидеры цивилизованного стритрейсерского движения встречались с помощником мэра Иркутска. Как рассказал один из участников встречи, мэрия заинтересовалась вопросом. Градоначальник Дмитрий Бердников взял его под личный контроль.
У представителей общественности есть два проекта трассы, готовы и потенциальные инвесторы. По словам одного из участников переговоров, идет анализ и подбор участков, подходящих для строительства. Собеседник отметил, что пока рано делать прогнозы, но также подчеркнул, что у стритрейсерского движения Иркутска вновь появилась надежда.
Одно дело, что всех уличных лихачей на такой оборудованный трек не заманишь — всегда найдутся в городе те, кому романтика ночных улиц будет дороже самого духа гонки. Но то, что с созданием трассы уличных гонщиков в Иркутске как минимум станет меньше — вполне вероятно.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
У нас зимой трактористы дрифтуют. Иногда по тротуару. Мода!