Утром 28 мая в Ангарский перинатальный центр поступила молодая роженица Елена Витюгова. Для нее это были вторые роды: в семье Витюговых уже растет дочка. Ничто не предвещало беды. Беременность, по словам родственников, протекала нормально. Рожать Лена решила в перинатальном центре, где есть хорошее оборудование и опытные специалисты. Роды проходили днем, когда все специалисты были на местах. На свет появился здоровый мальчик. Рост 52 сантиметра, вес 3 200 граммов. Его назвали Виталием, как и хотела Лена. Сама же девушка умерла в 23:37. Причиной стала кровопотеря.
В тот день в Ангарском перинатальном центре дежурили сразу несколько медиков. Роды принимала опытный врач первой категории со стажем больше 20 лет Ольга Чистякова. В центре находились еще заместитель главного врача по лечебной части Наталья Демидович и главный врач Наталья Бреус. После родов Лену как «стабильную» перевели в палату.
К вечеру, в 16:00, на дежурство заступила другая смена: еще два врача — Мария Котова и Марина Родионова. Дежурные врачи роженицу приняли. Как и кто принимал пациентку, сегодня выясняется. Но получилось, что никто из них не поставил точного диагноза, и Лене не была вовремя оказана помощь. Находившаяся почти постоянно рядом акушерка заметила, что Елене плохо и вызвала врачей. Это было уже в восьмом часу вечера. Дежурный врач Котова сообщила о ситуации Наталье Бреус.
Одного взгляда опытному врачу было достаточно, чтобы понять, в каком состоянии находилась Лена. Ее срочно отвезли в операционную, заказали кровь для переливания, которую потом везли больше часа. До этого же времени состояние Елены Витюговой оценивалось четырьмя врачами, и правильный диагноз поставлен не был. Время было упущено. Лена умерла.
В акте служебного расследования от 1 июня 2015 года об этой смерти написано: «Случай материнской смерти предотвратим при адекватном и своевременном оказании медицинской помощи при послеродовом кровотечении». Наталья Бреус в интервью газете «Время» сообщила:
«Кровотечение началось через пять минут после отделения последа. У пациентки произошел разрыв шейки матки с переходом на тело матки. Этот диагноз легко поставить при внимательном осмотре после родов. Ольга Витальевна смотрела, Демидович Наталья Георгиевна проверяла, но разрыва не увидела ни одна, ни вторая. За 37 лет работы я с такими осложнениями встречалась, и таких женщин мы спасали, они уходили домой живыми и даже с матками. На мой взгляд, здесь надо говорить не о халатности, а о врачебной ошибке, которая может случиться с каждым врачом».
О смерти Лены ее муж Дмитрий узнал только утром, когда сам позвонил жене. Почему о трагедии не сообщили родственникам сразу? Говорят, что в истории пациентка указала свой номер телефона, а просмотреть перечень ее контактов не представлялось возможным, поскольку на телефоне был установлен пароль.
— 28 мая появился на свет мой племянник Виталий, — пишет после трагедии на своей странице в «Фейсбуке» сестра Лены Екатерина Осина. — С одной стороны очень радостное событие, а с другой… Ушла из жизни моя сестра, 26 мая ей исполнилось всего 29 лет, все произошло из-за халатного отношения медперсонала роддома г. Ангарска. Случилось это из-за огромной потери крови около 23:20. Неужели в нашем 21 веке от такого умирают? А мужу сообщили об этом только в 7:00 утра, оправдывая это тем, что не смогли найти номера телефонов близких. А ее мама и муж звонили туда каждый час с 17 до 23 часов, им отвечали что она отдыхает. Мы всей семьей до сих пор не верим. Наша Леночка была ангелом, творческой, доброй и жизнерадостной, растила вместе с мужем дочь, которой сейчас почти три годика, мечтали о сыне. И в минуту их счастья ее жизнь вот так оборвалась.
— Лену я знала, мы вместе работали с ней в Оргстройпроекте в Ангарске, — вспоминает подруга Екатерина Давидюк. — До сих пор не верится в то, что ее больше нет. Новость о беде шокировала всех… Про Лену я могу сказать только самое хорошее. В ней, мне кажется, отсутствовали чувство злости, зависти, гнева, осуждения, негатива. Невероятно открытый, по-детски наивный, чистый человечек! Все время шутила, улыбалась, смеялась, была очень женственной и нежной. Принимала всегда активное участие в организационных мероприятиях. Была такой непосредственной! Могла с легкостью, без всяких стеснений, сыграть на гитаре или спеть на большую аудиторию… Лена играла на гитаре и пела. Много чего делала руками и была очень творческим человечком с большим открытым сердцем! Работала она инженером-проектировщиком, потом перешла в планово-договорной отдел… Она навсегда останется в моей памяти…
Муж Елены Витюговой Дмитрий обратился в Следственный комитет, чтобы узнать, что же на самом деле произошло с женой. Как нам сообщили в СУ СК по Иркутской области, на сегодняшний день проверка еще не закончена, назначен ряд экспертиз, проверяются документы. Наталья Бреус освобождена от занимаемой должности 4 июня. Ее заявление об увольнении подписал исполняющий обязанности министра здравоохранения региона Николай Корнилов.
— Говорить о каких-либо результатах рано, пока проверка не закончена, — подчеркнула и заместитель министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая. — Месяц готовится гистология. После получения ее результатов будет проводиться экспертиза. Это технологический процесс. До этого никаких комментариев.
В Следственном комитете подчеркнули: если дело будет возбуждено, то действия виновных попадают под определение статьи 109 части 2 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Максимальный срок ограничения свободы — до трех лет. Даже если дело будет возбуждено, а виновные наказаны, никто не вернет осиротевшим детям мать, а родственникам — любимую дочь, сестру, жену…
Ольга Жулева, ИА «Иркутск онлайн»
Фото автора и из архива родственников
Соболезнования родственникам. Очень жаль.