Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Десять лучших шпионских комедий

Четвертого июня в прокат вышла комедия «Шпион», от которой ваш обозреватель остался не в восторге. Поэтому взамен традиционной разгромной рецензии рискну предложить вам свою десятку достойных шпионских комедий, снятых за последние полвека.

«Досье Ипкресс», 1965

Военного сержанта Гарри Палмера (Майкл Кейн) вербует майор строгих правил из разведслужбы (Найджел Грин). Отказаться повеса Палмер по некоторым причинам не может и оттого становится шпионом поневоле.

Если не считать фильмы про Джеймса Бонда откровенными юморесками, то и эту картину, строго говоря, нельзя записывать в комедии. «Досье Ипкресс» (и два его продолжения) — это непосредственный отклик на бондиану, стартовавшую тремя годами ранее.

Однако серия про Гарри Палмера изначально воспринималась более комической — во многом из-за бессменного исполнителя этой роли Майкла Кейна (сравнительно с первым Бондом — Шоном Коннери). Почти через 40 лет Кейн сыграет папу Остина Пауэрса, тем самым лишний раз подтвердив, что современным пародийным шпионам следует вести свою родословную не столько от Бонда, сколько от Палмера.

«Казино „Рояль“», 1967

Пожилого Джеймса Бонда (Дэвид Найвен), давным-давно оставившего службу, возвращает в стан секретных агентов международная разведка. Ничего хорошего из этого не выходит.

А вот это уже стопроцентная комедия и пародия. Даже больше — самый настоящий балаган и капустник. С одноименной мрачно-серьезной главой бондианы, вышедшей в 2006-м, данное «Казино» не имеет ничего общего. В официальный сериал о Бонде этот неслыханный бурлеск, разумеется, тоже не входит, хотя в свое время он не сильно уступал по популярности классическим «бонд-боевикам».

«Казино „Рояль“» 1967 года — во многом избыточное, сумбурное, безумное, а местами и невыносимое зрелище. Но хотя бы раз его все-таки стоит увидеть из-за невероятного актерского ансамбля. Пару Дэвиду Найвену здесь составляет его партнер по «Розовой пантере» Питер Селлерс, а в эпизодах засветились такие титаны, как Орсон Уэллс, Уильям Холден, Питер О’Тул и Вуди Аллен.

«Великолепный», 1973

Автор дешевых детективов Франсуа Мерлен (Жан-Поль Бельмондо) как из пулемета выстреливает новыми книжками о суперагенте Бобе Сен-Клере (тоже Бельмондо). Но когда писатель обнаруживает, что милая соседка (Жаклин Биссе) увлечена не им, а его героем, Франсуа объявляет войну собственному альтер эго.

Наилучшая, наряду с более поздним «Чудовищем», кинокомедия в фильмографии великолепного Бельмондо. Ничего столь же потешного на шпионскую тему снято не было. Все нижеупомянутые фильмы по-своему прекрасны, но уровень «Великолепного» остался недосягаемым и для них.

Смотреть эту феерию настоятельно рекомендуется в советском дубляже, где Бельмондо разговаривает бесподобным бархатным баритоном Александра «Шурика» Демьяненко.

«Совершенно секретно!», 1984

Рок-музыкант Ник Райверс (Вэл Килмер) приезжает на гастроли в ГДР (неотличимую от Третьего рейха). Там он вербуется повстанцами против режима и оказывается вовлеченным в их масштабный заговор.

Вторая совместная работа троицы гениальных пересмешников — Джима Абрахамса и братьев Цукеров. Первой был «Аэроплан!» 1980 года, достойный звания главной пародийной комедии в истории кино. «Совершенно секретно!», впрочем, не сильно уступает «Аэроплану!», а по части безжалостной глумливости еще и дает ему фору.

Здесь сыграл свою лучшую роль Вэл Килмер, самостоятельно исполнивший ряд зажигательных рок-н-роллов «под Элвиса». И, как видим, еще за четверть века до тарантиновских «Бесславных ублюдков» Цукеры и Абрахамс широким постмодернистским шагом прошлись по канону шпионских триллеров о Второй мировой войне.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1993

Незадолго до распада СССР суперагент КГБ Федор Соколов (Дмитрий Харатьян) отправляется в Нью-Йорк для ликвидации филиала русской мафии во главе со злодеем-мегаломаном по прозвищу Артист (Андрей Мягков).

Последний фильм великого Гайдая, по сей день остающийся легендарной постсоветской комедией. В гайдаевских шедеврах 60-х было немало отсылок к появившимся в то же десятилетие фильмам о Джеймсе Бонде.

Закономерно, что именно Леонид Иович в конце концов поставил еще и такую комедию — единственную в своем роде картину о «русском Бонде». С ней можно сравнить разве что серию короткометражных мультфильмов о капитане Пронине, тоже вышедших в начале 90-х. После этого синхронного всплеска с данной темой в отечественном кинематографе, к сожалению, было покончено.

«Остин Пауэрс: Международный человек-загадка», 1997

В свингующие шестидесятые международный агент Остин Пауэрс (Майк Майерс) преследует своего заклятого врага Доктора Зло (опять Майк Майерс), который удирает в космос. Ради грядущей схватки с гадким доктором Пауэрс добровольно соглашается на многолетнюю заморозку самого себя в криогенной камере.

Практически все шпионские комедии так или иначе обыгрывают фигуру Джеймса Бонда. Но только «Остин Пауэрс» последовательно пародирует бондиану и только бондиану. При этом вовсе необязательно видеть сами пародируемые фильмы, чтобы наслаждаться «Остином Пауэрсом», этим неимоверно витальным и чрезвычайно стильным гротеском. Два сиквела сей комедии ничуть не уступают оригиналу, но четвертой части, к сожалению, уже не будет.

«Ангелы Чарли», 2000

Три элитных шпионки (Кэмерон Диас, Дрю Бэрримор, Люси Лю) под руководством невидимого начальника Чарли спасают мир от злодейских заговоров, проявляя чудеса ловкости, храбрости и боевой подготовки.

«Ангелы Чарли» — последняя великая комедия двадцатого века. Первые 15 лет текущего столетия дали понять, что подобного больше не будет — и это обидно. Даже сиквел 2003 года «Ангелы Чарли: Только вперед» оказался несколько разочаровывающим.

Но здесь, в первых «Ангелах», пока еще безупречно все. Артистки-оптимистки Диас, Бэрримор и Лю на пике формы; клиповый монтаж, проделанный с завидным чувством вкуса; наконец, один из лучших саундтреков, сплошь состоящий из бронебойных шлягеров.

«Агент 117», 2006

В благодатные для шпионов и шпиономании времена «холодной войны» французский агент 117 (Жан Дюжарден) наводит порядок, точнее — беспорядок, в неспокойном Каире.

Первая совместная работа режиссера Хазанавичуса и комика Дюжардена, случившаяся за пять лет до принесшего им заслуженную мировую славу «Артиста». «Артист» — гениальная стилизация под довоенные голливудские водевили. «Агент 117» — почти столь же удачная пародия на шпионские боевики 50-х—60-х.

Без Бонда, конечно, и здесь не обошлось. Тем более что Дюжарден в образе 117-го феноменально мимикрирует под самого Шона Коннери.

«Рыцарь дня», 2010

Краля бальзаковского возраста (Кэмерон Диас) в одиночестве торопилась на свадьбу сестры, а суперсекретный суперагент Рой Миллер (Том Круз) тем временем отправлялся на спецзадание. Случайная встреча в этих чрезвычайных обстоятельствах перевернет жизнь обоих с ног на голову.

«Никому за нами не идти, иначе я убью себя, а потом ее!», – произносит Круз с пушкой, приставленной к голове уволакиваемой им из бара Диас. За одну эту сцену «Рыцарю дня» хочется аплодировать, но тут немало и других поводов для выражения одобрения.

Том Круз, конечно, пародирует самого себя из «Миссия невыполнима» — и делает это на удивление самоиронично. Кэмерон Диас после «Ангелов Чарли» тоже не привыкать к комическому шпионажу. Ну а кульминационный поезд, долго идущий в этом фильме через Альпы, отсылает уже не к киносовременности, а к стопроцентной киноклассике: довоенным шедеврам Альфреда Хичкока «Секретный агент» и «Леди исчезает».

«Kingsman: Секретная служба», 2014

Юный англичанин (Тарон Эгертон) знакомится с очень странным джентльменом (Колин Ферт), который вербует его в ряды агентов, работающих на сверхсекретную службу британской разведки Kingsman («Кингсмэн»).

Последний на сегодня фильм многообещающего британца Мэттью Вона — это не только отвязная шпионская комедия, но еще и настоящий высокобюджетный боевик. На фоне практически всех нынешних блокбастеров, кичащихся своей напускной серьезностью, «Kingsman» — предельно позитивное и уж точно нескучное зрелище.

Здесь прекрасный драматический артист Колин Ферт чрезвычайно эффектно разбрасывает вокруг себя свирепых противников, вооруженных чем ни попадя. Здесь взрываются головы под музыку Элгара, а фирменный тарантиновский актер Сэмюэль Л. Джексон вдохновенно паясничает в роли шепелявого злодея-плебея с амбициями Люцифера.

Кстати, с фильмами Тарантино у «Секретной службы» тоже много общего, но еще больше — с последними работами Родригеса. Если вам нравится фильм «Мачете», то и от «Kingsman» вы непременно придете в восторг.

Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Надежда О 11 июня 2015 в 23:45

    Ангелы Чарли… Помню как этот фильм шел в кинотеатрах. Ходили большой компанией, впечатлений было море привет

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля