На следующей неделе, 27 февраля, дума Иркутска намерена принять так называемую Концепцию развития общественного транспорта. Этот документ, по убеждению депутатов и представителей городской администрации, должен наконец привнести долгожданный порядок на городских маршрутах общественного транспорта. Но проблема качества перевозок в Иркутске так безнадежно запущена, что в осуществление этих намерений верится с трудом.
Не без нарушений
Раннее будничное утро совсем не предвещало беды для водителей столь «любимых» горожанами иркутских 80-х автобусов. В 6:30 с автобазы на улице Ширямова один за другим выезжали на линию потрепанные жизнью «Дэу», «Космосы» и «Хундаи». Но вот выезд автобусов на иркутские улицы внезапно прекратился — проезд загородила «Газель» технадзора городского ГИБДД.
Начинаются проверки. Инспекторы осматривают транспорт внешне, заходят в салон, изучают документы и путевые листы. Итог: ни один из 12 водителей остановленных автобусов не остался без штрафов. Неисправности, по большому счету, небольшие — перегоревшие лампочки в салоне и просроченные огнетушители. Но есть проблемы и серьезнее.
— В основном сегодня были мелкие нарушения, глобально не влияющие на безопасность движения, — поясняет один из проверяющих. — У многих отсутствуют по одному огнетушителю или же они просрочены, не горят световые приборы. Однако с трех автобусов мы сняли номера — за неисправную тормозную систему и в одном случае за неисправный ручник.
В ожидании оформления штрафа у двери гаишной «Газели» на морозе ожидает кучка водителей. Они что-то живо обсуждают без излишней озабоченности на лицах, виртуозно перескакивая в процессе разговора с русского на неизвестный мне среднеазиатский диалект. Водители признаются, что подобные проверки для них — это обыденное дело.
Один из проштрафившихся водителей с труднопроизносимым именем Хайрулло оказался общительнее своих коллег. Он, по собственному признанию, не особо переживает из-за штрафа. Отмечает, что если технадзор выявляет какие-то неисправности — так это потому, что машины сами по себе старые, изношенные. Хотя, несмотря на регулярные поломки, азиатские автобусы хорошо себя зарекомендовали в сибирских условиях.
По признанию Хайрулло, за последние несколько лет он успел поработать на общественном транспорте в Москве и еще нескольких городах России. И, по его мнению, нигде движение не организовано так плохо, как в Иркутске, в особенности это касается системы общественного транспорта. В столице сейчас порядок на маршрутах, у нас же полный бардак.
— Остановки здесь маленькие, больших остановочных карманов нету, — убеждает шофер. — Надо расширять, но где и как? На «Жуковского» два троллейбуса встали — и все, считай остановки нет. И так почти везде, вот машины и встают вторым или третьим рядом. В центре расширять карманы на остановках уже вроде и некуда, но в других районах можно такое сделать.
Но больше проблем, по мнению Хайрулло, доставляет именно культура вождения иркутских водителей. Причем своих коллег собеседник критикует заметно сильнее, чем владельцев легковых авто.
— Я стараюсь дождаться, пока те, кто заходит, разместятся в салоне, — объясняет Хайрулло. — Старым людям тяжело подниматься, это надо видеть и чувствовать, помогать и дожидаться, пока они присядут. А то некоторые наши куда-то торопятся, срываются с места и едут, как будто дрова возят. Я каждое утро с такими ругаюсь, говорю: «Ты неправильно поступаешь, ты же людей возишь! Поставь на место пассажира себя, своих маму или отца, каково тебе будет?»
Тем временем в салоне машины технадзора автоинспекторы строчили в один административный протокол за другим. Один из шоферов предъявил сотруднику ГИБДД вполне обычный российский паспорт. Однако на вопрос о месте проживания и прописке нарушитель лишь улыбался и тыкал пальцем в документ. По-русски он практически не говорил. И даже, кажется, не понимал, что спрашивал инспектор, оживленно кивая на каждый задаваемый вопрос. «Как ты вообще паспорт получал?» — недоумевал инспектор.
После оформления последнего нарушителя с автоинспекторами подъезжаем на базу. Здесь нам удается застать одного из выпускающих механиков, Алексея. В разговоре мужчина сразу поясняет, что в этот день автобусы с выявленными технарушениями на линию выпускал не он, а его сменщик.
— Проверяем брызговики, комплектацию всю полностью, чтобы свет везде работал, — оправдывается Алексей. — Могли что-то упустить, порой все нужно делать быстро. Если где-то недоглядели — это человеческий фактор. В основном стараемся обращать внимание на важные вещи — в каком состоянии резина, рулевое управление и прочее. А что в салоне — не смотрим, обычно полагаемся на водителя.
В разговоре выяснилось, что загоревшийся недавно прямо на остановке 80-й автобус обслуживался и выпускался на линию здесь же. И у механика своя версия произошедшего. По словам Алексея, техническую неисправность, ставшую причиной возгорания, механик при выпуске на линию не смог бы визуально определить.
— Это несчастный случай, у него там произошло короткое замыкание — объясняет Алексей. — Как только возгорание произошло, надо было сразу выскочить и клеммы сдернуть с аккумулятора, а потом уже начинать тушить. А водитель сделал наоборот. Пишут, что моторный отсек сгорел, а он на самом деле цел. Возгорание произошло там, где водительская панель, у этих моделей автобуса есть такая проблема.
Выгораживая себя
Вновь нам приходится констатировать, что все участники городской системы общественного транспорта, формально заинтересованные в повышении качества перевозок, в последние годы избирали очень странную модель поведения. Представители частных транспортных компаний, муниципалитета и надзорных органов только и делают, что выгораживают себя, сваливая вину за бардак на кого-то другого.
Эту тенденцию наглядно демонстрировали многочисленные круглые столы, пресс-конференции и показательные карательные рейды. Одна из таких недавних дискуссий на безграничную в своих популистских возможностях тему состоялась неделю назад по инициативе одного из иркутских информагентств.
Авторитетные, облеченные важными должностями участники упорно доказывали друг другу, что ситуация с общественным транспортом в Иркутске столь плачевна не по их вине, а по вине других участников. По словам главы регионального УФАС Валентины Замориной, вопрос о том, как повысить плату за проезд, не должен стоять в принципе. Процедура обоснования стоимости для частных транспортных компаний регулируется федеральным законом и службой по тарифам Иркутской области при наличии экономических обоснований десяти перевозчиков.
— Предусмотрено несколько методов регулирования тарифа, — отмечает Валентина Заморина. — Но по закону, вопрос о повышении цены будет рассмотрен при обращении десяти хозяйствующих субъектов. В результате у нас есть постановление Верховного суда от 2 декабря 2009 года, по обращению одного из предпринимателей, оспаривавшего такой метод. В нем сказано, что подобная норма обоснования тарифа законна. И о чем бы мы сейчас ни говорили и обсуждали, все равно должно быть изменение такой системы на федеральном уровне.
По словам замначальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Юлии Гординой, в повышении тарифа заинтересованы как частники, так и муниципалы, которые давно работают себе в убыток и вынуждены обслуживать нерентабельные маршруты по заниженной цене проезда. Тормозит процесс повышения платы за проезд только несознательность коммерческих перевозчиков — обосновать свои расходы для региональной тарифной службы могут только 8 добросовестных транспортных компаний из более чем 150. А значит практически всем есть, что скрывать.
Татьяна Михайлова, руководитель предприятия, обслуживающего 24-й маршрут, в целом согласилась с доводами городской чиновницы. Женщина оценивает экономически обоснованный тариф в городе на уровне 18 рублей. Но для повышения тарифа, в первую очередь, необходимо серьезно подготовиться. Рынок городских перевозок на прибыльных городских маршрутах перенасыщен, и с этим тоже нужно что-то делать.
— Когда у нас на маршрутах будет наведен порядок? — вопрошает Татьяна Михайлова. — Когда у нас будут обследовать маршруты и регулировать количество автобусов на линиях согласно потребностям населения? И если говорить о повышении тарифа, то нам это не выгодно. Если цена проезда поднимется, то все эти маленькие маршрутки, ранее ушедшие с городских перевозок, снова выйдут на линию. У нас ведь сейчас кто захотел, тот сел за руль и поехал. Никто не проверяет, есть ли у него лицензия, проходит ли он медицинский и технический осмотр.
В вопросе бесконтрольности маршрутчиков участники дискуссии быстро нашли виноватого. Свою порцию критики, в частности, получило региональное управление государственного автодорожного надзора (УГАДН), чей представитель так и не приехал на круглый стол. По словам Валентины Замориной, у этой службы есть все необходимые полномочия для наведения порядка в сфере общественного транспорта Иркутска, но сотрудники УГАДН их совершенно не используют. И тут же следует оправдание — инспекторов автодорожного надзора в Иркутске очень мало, поэтому всю систему общественного транспорта они охватить просто не в силах.
Юлия Гордина добавляет, что надзорные органы до сих пор не берутся лишать лицензий на перевозку недобросовестных частников. Наше законодательство устроено так, что этот документ сейчас очень легко получить на бесконечный срок и крайне сложно отозвать. Вопрос лишения лицензии решается в судебном порядке, но наши надзорные органы не добились ни одного подобного прецедента. Это дает перевозчикам чувство неуязвимости. А значит можно работать как попало.
— Муниципалитет не имеет полномочий в плане контроля за деятельностью перевозчиков, поэтому мы зависим от ГИБДД и УГАДН, — отмечает Юлия Гордина. — С ними мы проводим рейды два раза в неделю, но это бессистемная работа. Теперь подход к регулированию этой сферы будет кардинально изменен.
Депутаты думы Иркутска готовы рассмотреть и принять этот документ в ближайшее время. Подробности концепции, разработанной муниципальным транспортным комитетом, пока держатся в секрете. Но некоторые ее положения Юлия Гордина все же решила озвучить. По словам чиновницы, после принятия концепции, которая должна существенно улучшить ситуацию в городе, городской транспортный рынок ждут революционные изменения. Проект документа предполагает создание единой диспетчерской службы и усиление контроля за деятельностью частных перевозчиков.
Также в рамках концепции администрация Иркутска планирует заказать комплексное исследование пассажиропотока в границах города. А для контроля на муниципальных трамваях, троллейбусах и автобусах установят датчики учета пассажиров. По словам Юлии Гординой, это необходимо для четкого понимания текущей транспортной ситуации в городе и формирования актуального перечня маршрутов. В ближайший год должна появиться единая диспетчерская служба, где в электронном режиме будет отслеживаться исполнение расписания — как муниципалов, так и частников.
На эти благостные инициативы Валентина Заморина отметила, что озвученными мерами муниципалитет пытается «догнать уходящий поезд». Она напомнила, что транспортный хаос в Иркутске возник не на пустом месте, а связан с развалом уже существовавшей единой диспетчерской службы в конце 90-х. В результате за почти два десятка лет «вольницы» мы получили то, что имеем сейчас.
Гордина в ответ раскритиковала запрет антимонопольщиков ужесточить требования муниципалитета к частникам при получении ими разрешения на работу по городским маршрутам. Мол, УФАС исключил из конкурсной документации требования к перевозчикам предоставлять документы о техсостоянии и возрасте машин. Также убраны пункты, ограничивающие минимальную вместимость транспортных средств, выходящих на маршруты, и требующие указать ранее выписанные штрафы за нарушения ПДД. Но ее слова главу УФАС, кажется, совсем не тронули.
На фоне этих взаимных обвинений и перекладывания ответственности на других у горожан по прежнему нет ощущения, что качество городских перевозок в скором времени улучшится. Как бы то ни было, мы все же с надеждой ждем принятия столь красочно анонсированной концепции. Насколько революционны озвученные изменения в сфере городских перевозок, мы узнаем уже в ближайшие дни, когда пройдет заседание думы. И посмотрим, действительно ли с принятием этого документа мы наконец сможем забыть о промерзших, забитых до отказа автобусах и маршрутках, облепленных пятнами коррозии и чадящих удушающими выхлопами.
Андрей Щепин, IRK.ru
меня, как пассажира, всё устраивает. просто удивляюсь - как в Иркутске умудряются не повышать цены на проезд? значит, у нас мэр хороший.)) Законодательство Российское одно, в принципе, для всех регионов. у других уже бешеные цены. если нам резко поднять цену, народ будет возмущаться.