Многие думают, что парашютный спорт — сугубо мужское занятие. Мужчины по определению физически сильнее и выносливее девушек. Но есть исключения из общепринятых правил, и подтверждений тому множество. За одним из них стоит героиня нашей статьи Инна Пальшина. Хрупкая и миниатюрная девушка три с лишним года назад покорила небо с парашютом за плечами. С тех пор этот вид спорта стал для нее любимым делом.
Инструктаж
Подготовку к первому прыжку, первые упражнения и тренировочные приземления в учебном классе Инна вспоминает с улыбкой. Желание прыгнуть с парашютом пришло спонтанно, еще в студенчестве.
— Я помню тот самый день. Как раз заканчивалась летняя сессия. Мы с девочками были в одном из корпусов университета. Увидели объявление, в котором ДОСААФ приглашает на прыжки с парашютом, — вспоминает Инна. — Я недолго думая позвонила по указанному номеру и уже на следующую неделю записалась на инструктаж.
Инструктаж состоит из теоретической и практической частей. На теории инструктор рассказывает, как приземляться, в каком положении должны быть руки и ноги в этот момент, как держать стропы и многое другое. На практической части происходит репетиция теории.
Инна Пальшина:
— Всех новичков приводят в большой холл. И каждый по очереди начинает отрабатывать технику отделения от самолета. Вы просто прыгаете на шаг от стены, воображая, что выходите в «открытое небо». После желающие смогли повисеть в подвесной системе от парашюта, которая крепится к потолку. Так имитируются ощущения, которые позже вы испытаете, спускаясь под куполом.
У человека, который первый раз собирается прыгать, такие занятия обычно проходят один раз и длятся 1,5—2 часа. Потом назначается день прыжка. Дополнительная часть занятий проходит на аэродроме. Например, нужно прыгнуть с «тумбочки». Эта конструкция состоит из нескольких ступенек: верхняя на высоте 2 метров, нижняя — 0,5 метра. Напротив — площадка, где накопан песочек.
Все люди по очереди должны прыгнуть со всех ступенек: сначала лицом, потом боком, после с кувырком. На таком упражнении отрабатываются различные варианты встречи с землей.
— Иногда бывали неприятные случаи. Можно прыгнуть и подвернуть ногу. Никто от такого не застрахован. Например, одной девушке подарили сертификат, а она получила травму на тренировке и не смогла прыгать, — рассказывает Инна.
После этих испытаний наступают самые волнительные моменты — посадка в самолет и сам прыжок. Человек в эти самые минуты испытывает неповторимые ощущения.
Свободное падение
По желанию можно выбрать: либо совершить прыжок с инструктором, либо без него. Инна выбрала второе. Первые минуты после инструктажа начинающую парашютистку охватил страх. Он прошел после того, как на плечах оказался парашют. Дальше все происходило как в кино…
— Очень долго я даже не верила в реальность происходящего: неужели мечта детства сбывается? — делится впечатлениями Инна. — Самолет сделал над аэродромом несколько кругов, набрал высоту, и инструктор показал на меня: мол, отделяешься четвертой. А спустя несколько минут — сирена, открытая дверь (в парашютном мире ее называют «обрез») и — шаг в неизвестность. В этот момент наступает абсолютно непривычное пьянящее ощущение, когда вас абсолютно ничего не держит. Вообразите: вокруг только огромная толща воздуха.
По словам девушки, первый раз прыгать не страшно. За день до прыжка появляется волнение, потом на смену ему приходит азарт.
Инна Пальшина:
— Я помню, был забавный эпизод, когда мы прыгали первый раз. У нас есть летчик по имени Анатолий — завзятый юморист. Он вырезал из газет смешные заголовки и наклеил их на каски парашютистам. Мы читали друг у друга эти надписи. Так вот напротив меня сидел довольно крупный дяденька, а на каске у него была надпись: «Нехрупкая балерина». Это было что-то вроде психологической разгрузки, чтобы не бояться сделать шаг навстречу небу. Уже позже мой хороший парашютный друг учил меня выходить из самолета с улыбкой, с наслаждением, стараясь словно обнять руками воздух.
Как только человек оказывается за бортом, проходят 3 секунды свободного падения, после чего выдергивается кольцо и парашют начинает раскрываться. Инна считает, что это не менее потрясающие ощущения. Высота, с которой совершается прыжок, зависит от степени мастерства спортсмена. Обычно начинают все с 900 метров. Чтобы испытать другие ощущения, нужно подняться выше.
— Нигде в реальной жизни нельзя сымитировать такое состояние. Ты словно ныряешь в океан. Даже вода оказывает сопротивление, а воздух не держит совершенно, — с волнением рассказывает парашютистка. — Мне нравится чувствовать, как парашют начинает медленно открываться. При желании можно поднять голову и наблюдать за ним. Но даже, не глядя, ощущаешь, как купол вдруг словно обретает жизнь и делает свой первый шумный вдох. А после наступает полнейшая, неземная тишина, как будто все звуки съели. До этого был грохот самолета, потом свист в ушах. Потом ты дергаешь кольцо — и все вокруг будто замирает.
То, куда приземлится парашютист, во многом зависит от пилота. В первый прыжок Инне повезло: волей случая она высадилась на той самой площадке, куда спортсмены приземляются на точность — брезентовый крест на вскопанном песке.
Инна Пальшина:
— Так получилось, что меня случайно принесло в «крест». На самом деле приземление не дарит ярких эмоций. И в метрах десяти от земли ты уже начинаешь жалеть, что все закончилось…
Любовь на всю жизнь
После первого запоминающегося прыжка Инна буквально влюбилась в парашютный спорт. В дальнейшем прыгала в разные времена года. И каждый такой прыжок дарил новые впечатления.
— Очень красивое небо поздней осенью. Самые потрясающие пейзажи можно наблюдать в августе. Под собой видишь фактурные поля разных цветов. Главное, что дарит парашютный спорт — это другое понимание мира, — рассказывает девушка. — Мы привыкли ходить по земле, не поднимая глаз к небу. Обычно человек стиснут со всех горизонтов. Там, над землей, все по-другому: границы становятся широкими, а небо действительно напоминает купол.
С каждым прыжком парашютист набирает опыт, учится владеть своим телом. От этого во многом зависит то, как сложится его дальнейшая судьба в парашютном спорте. Есть несколько направлений, в которых можно себя попробовать.
Одно из них — фрифлай, когда люди демонстрирует падение в абсолютно разных позах. Есть групповая акробатика, купольная акробатика. В первом случае спортсмены составляют фигуру еще до раскрытия парашюта, а во втором уже с раскрытыми куполами.
Инна Пальшина:
— Обычным парашютом, с которым работают новички, управлять не трудно. Максимум, что можно делать, это разворачиваться вокруг своей оси и двигаться вперед с некоторой скоростью. Чем сложнее парашют, тем больше скорость. Спортсмены прыгают с крылом — парашютом прямоугольной формы, похожим на параплан. Ты переходишь от одного парашюта к другому в зависимости от того, насколько умеешь управлять собой в свободном падении.
За 3,5 года парашютистка совершила 70 прыжков. Этот опыт позволил бы Инне перейти на спортивное крыло, но девушка решила приостановить прыжки из-за небольших сложностей со здоровьем.
— Когда парашютист «окрыляется», по сути, только тогда он становится спортсменом, а прыжки приобретают новое значение. Надеюсь, что парашютный спорт закончился для меня временно, — говорит Инна.
«Воздушные камни»
Родные Инны первое время даже не знали, что дочь украдкой ездит на аэродром. Девушка вспоминает, как приходилось носить кофты с длинными рукавами, чтобы мама не заметила синяков от парашютных строп на руках.
Инна Пальшина:
— Мама узнала уже на финальном этапе, когда я собралась уходить. К моему увлечению она относилась крайне негативно. Как-то даже объявила ультиматум: или родные, или прыжки. Парашютный спорт многие считают каким-то запредельным риском. На мой взгляд, опаснее переходить дорогу на оживленном перекрестке.
Среди тех, кто ни разу не прыгал с парашютом, бытует мнение, что это весьма опасное и рискованное занятие. Инна считает, что все это стереотипы. Ведь опасность получить травму существует в любом спорте.
— Помимо прыжков с парашютом, я увлекалась верховой ездой. Так вот, на ипподроме случалось больше травматичных случаев, чем на аэродроме, — рассказывает девушка. — По большому счету люди сами создают экстремальные ситуации: не слушают инструктора, нарушают элементарные правила безопасности.
Часто опасность парашютного спорта люди видят в вероятности, что купол не раскроется. Прежде всего переживают за то, что парашют неправильно уложат и он не раскроется.
Инна Пальшина:
— Парашют укладывают опытные спортсмены под контролем инструктора. Если взять обычный «новичковый» купол, то там техника укладки довольно простая, а этот вид парашютов уже испытан не одним поколением. Спортивные «крылья» — другой вопрос. Там все тоньше и сложнее устроено, да и раскрываться такие парашюты должны за считанные секунды.
Девушка призналась, что эмоции перед прыжком бывают самые разные. Чаще это легкость и кураж, но иногда без видимых причин может закрасться волнение.
— Со мной во время прыжка однажды случилась не очень приятная ситуация. Я выдернула кольцо, а парашют не раскрылся — он, как выражаются спортсмены, «попал в затенение». Так происходит, когда шарик, находящийся на вершине сложенного купола, не попадает в воздушный поток, — рассказывает Инна. — Я лечу вниз и смотрю как на меня надвигаются елки. В тот момент четыре секунды показались четырьмя минутами, благо, эмоции в такие моменты отключаются. Паниковать нельзя. Нужно просто посмотреть за плечо, изменить положение тела, тогда шарик попадет в воздушный поток, и парашют раскроется.
***
Парашютный спорт — неиссякаемый источник впечатлений и эмоций. Он дает возможность побороть страх, найти в себе сильные и слабые стороны. По мнению Инны, он больше подойдет для азартных и одновременно дисциплинированных людей. Но при большом желании каждый может испытать сладкое чувство полета.
Инна Пальшина:
— Есть люди стихий. Кто-то влюблен в море, а я влюблена в небо. Меня воспитывали на книжках про летчиков, поэтому я всегда мечтала летать. Если проблема со здоровьем окажется незначительной, то я продолжу прыгать. Если когда-нибудь мои дети захотят заняться парашютным спортом, я буду даже рада.
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».
Анна Рябова, IRK.ru
доброхоты - кто не прыгал - геть под лавку и не высовываться- права на критику не имеете. сопли жуете , прыгнуть слабо - чехоточная интеллигенция