23 октября составители рекламы, рекламодатели, маркетологи и пиарщики отмечали профессиональный праздник — День работников рекламы, который существует с 1996 года. Поэтому сегодня мы решили поближе познакомиться с профессией менеджера по рекламе. Кто же эти люди и чем они занимаются?
Как говорил всем известный Остап Бендер: «Реклама — двигатель торговли». Благодаря ей продается множество разнообразных товаров. Но в то же время ничуть не меньше остается на полках магазинов из-за неумелого обращения с этим мощным инструментом.
Сегодня в рекламной отрасли вращаются огромные деньги, а мастера создания эффективной рекламы, будь она телевизионной, газетной или интернет-рекламой, ценятся ничуть не меньше опытных бухгалтеров или программистов.
Описание профессии и функциональные обязанности
Слово «реклама» произошло от латинского reclamare — «выкрикивать». Самый древний сохранившийся до настоящего времени пример рекламы — папирус, который информировал древних египтян о продаже некоего раба.
В зависимости от места работы, профессиональные задачи менеджера по рекламе могут различаться. Если брать в общем смысле, то такой специалист занимается организацией работы по рекламированию продукции, которую производит компания, или выполняемых ею услуг с целью их продвижения на рынки сбыта. Менеджер по рекламе планирует и проводит рекламные кампании. Он разрабатывает концепцию мероприятий, придумывает основную идею, определяет средства для ее реализации и выбирает рекламные площадки. Кроме того, специалист решает организационные вопросы. На каждом этапе он оценивает реакцию аудитории и вносит изменения в рекламную кампанию для того, чтобы добиться от нее максимального эффекта. Также он заботится о соблюдении закона о рекламе.
Часто случается, что в иркутских компаниях менеджерам по рекламе приходится совмещать свои обязанности с работой в смежных областях: маркетинге, мерчендайзинге, в продажах и копирайтинге. Этого требуют работодатели. Но вообще, классический менеджер по рекламе — это не то же самое, что маркетолог, PR-менеджер и тем более менеджер по продажам. Хотя функциональные обязанности этих специалистов могут иногда пересекаться, в зависимости от компании, где они работают.
Образование
Чаще всего работодатели хотят видеть у себя в компании специалистов с высшим образованием. У менеджера по рекламе может быть общее гуманитарное образование, но все же лучше иметь профильное образование. В Иркутске такое можно получить, например, на факультете сервиса и рекламы в Иркутском государственном университете. В Институте изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук НИ ИрГТУ, в Иркутском государственном лингвистическом университете и в Байкальском государственном университете экономики и права существует специальность «Реклама и связи с общественностью».
Карьера
Есть два способа стать хорошим менеджером по рекламе. Самый оптимальный для работника вариант — это когда организация берет человека без опыта и занимается его обучением. Другой вариант — учиться самому, на собственных ошибках. Когда нет человека, у которого можно перенять опыт, который бы ввел в курс дела и указал на ошибки, приходится гораздо сложнее.
Став профи в своем деле, менеджер по рекламе может дорасти до начальника рекламного отдела или директора по рекламе, если агентство крупное. Если же агентство небольшое, то это скорее стартовая площадка, с которой затем можно перейти в более крупную организацию или же на сторону заказчика на должность бренд-менеджера.
Места работы и график
Данная профессия — одна из самых распространенных как в Иркутске, так и в целом по России. Менеджеры по рекламе могут работать в рекламных агентствах и в средствах массовой информации. Кроме того, такие специалисты есть почти в каждой компании, которая что-либо производит, чем-то торгует или оказывает какие-нибудь услуги. Практически любая компания нуждается в привлечении новых клиентов, в поддержании своего имиджа на рынке, в разработке и организации рекламных мероприятий.
Вакансии менеджера по рекламе
В Иркутске для специалистов данной профессиональной сферы средняя заработная плата составляет 22 000 рублей среди тех вакансий, где указаны эти данные. Но вообще достаточно сложно посчитать реальную зарплату менеджеров по рекламе, так как довольно часто она складывается не только из оклада, но и из процентов от заключенных договоров и проведенных рекламных кампаний. И то, сколько специалист получит, зависит во многом от него самого, от того, насколько активным и эффективным он себя покажет.
На сайте IRK.ru в разделе «Работа» можно подыскать вакансии в категории «Маркетинг, реклама, PR». Кроме того, стоит заглянуть в категорию «Продажи», потому что, как говорилось ранее в статье, в Иркутске многие компании ищут таких работников, которые разбирались бы в нескольких сферах и совмещали обязанности сразу нескольких специалистов. И чаще всего работодатели хотят, чтобы у соискателей был опыт в области продаж, а также в сфере маркетинга.
Как отмечает исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, рынок интернет-рекламы в настоящее время развивается особенно активно. Число вакансий в сфере рекламы и маркетинга в интернете в период с сентября 2011 по сентябрь 2012 года выросло на 196 %, то есть почти в 3 раза. На втором месте по динамике числа вакансий — телевизионная реклама (+ 88 %), за ней следует реклама в печатных изданиях (+ 71 %), на радио (+ 68 %) и наружная реклама (+ 61 %).
Несмотря на активный рост рынка интернет-рекламы, по-прежнему практически половина всех рекламных бюджетов (48 %) приходится на телевизионную. Впрочем, интернет занимает второе место — на него приходится 19,5 %.
Хотя интернет-реклама и развивается семимильными шагами, догоняя телевидение, работодатели жалуются на острый дефицит квалифицированных кадров. На одну вакансию в области интернет-рекламы приходится всего 1,9 резюме. Для сравнения: в телерекламе этот показатель составляет 10,9 резюме на одну вакансию. Таким образом, интернет — один из тех сегментов, где легче всего начать или продолжить карьеру менеджеру по рекламе.
Профессиональные и личностные качества
Менеджеру по рекламе никак не обойтись без коммуникабельности, настойчивости и обаяния. Этот специалист должен уметь непринужденно вести беседу с самыми разными людьми, от секретарей и офис-менеджеров до первых лиц компании. Еще одно условие успешной карьеры — это активность и энергичность.
Кроме того, менеджеры по рекламе должны обладать креативным мышлением, художественным вкусом, хорошей памятью и широким кругозором. Аналитические способности, а также организованность и умение организовать работу других будут совершенно не лишними. Еще нужно упомянуть стрессоустойчивость, так как работа этих специалистов связана с общением с людьми, стрессами и постоянным напряжением.
Работа менеджера по рекламе весьма специфическая, и не каждый достигает на этом поприще успеха. Некоторые чувствуют себя в этой роли как рыба в воде, а кому-то она категорически не подходит. Важно правильно оценить свои личные качества и определить, насколько эта профессия подходит именно вам.
Профессиональные знания, умения и навыки
Обязательным является умение одинаково эффективно вести переговоры как лицом к лицу, так и по телефону и посредством переписки. Также менеджер должен знать пакет стандартных компьютерных программ, необходимых для работы с текстами, графикой и подсчетами. Кроме того, предполагается, что такие специалисты умеют планировать и проводить рекламные кампании для своей фирмы, оценивать их эффективность в краткосрочной и долгосрочной перспективе, заниматься медиапланированием, бюджетированием и творческими стратегиями.
Если компания имеет дело с иностранными партнерами, значит необходим и хороший уровень владения как минимум английским языком. Ну и, наверное, не обязательно упоминать о том, что менеджер по рекламе должен знать основы рекламы и PR.
Елена Алексеева, IRK.ru
Ох как затронуло, что аж зарегистрировалась. Коротко про себя:имею высшее образование в данной области и опыт работы в отделах по продвижению в крупных компаниях, в том числе и в г. Москва. В Иркутске специалисты указанной профессии не ценятся!И всё это от того, что работодатели не могу понять и…