Здание Гранд-отеля возвели в 1899—1901 годах (по другим данным — в 1901—1904 ) по проекту талантливого иркутского архитектора Кузнецова. Алексей Иванович получил блестящее по тем временам образование в Петербурге, а затем был направлен в Иркутск на должность главного архитектора (занимал этот пост с 1895 по 1902 год). При его участии в городе возвели знаменитую аптеку купца Писаревского, здание больницы для хроников в Глазковском предместье (ныне главный корпус санатория «Ангара») и дом купца Бутина. Также, по различным данным, ему принадлежит авторство здания пожарной каланчи на улице Тимирязева.
Но самым масштабным, сложным и выдающимся проектом Кузнецова в Иркутске стал, безусловно, Гранд-отель. Здание, выполненное в стиле неоренессанса, отлично вписалось в общий ансамбль улицы Большой благодаря продуманной архитектуре, изящной угловой башенке и эклектичному, но в целом удачному сочетанию стилистических элементов фасада. Стоит выделить особый авторский штрих архитектора Кузнецова — витиеватую лепнину с инициалами заказчика (И. И.) на фронтоне здания отеля со стороны улицы 6-й Солдатской (ныне Литвинова). Подобные элементы декора архитектор оставил на фасадах почти всех построенных им домов.
Заказчиком строительства Гранд-отеля выступил некий инженер путей сообщения И. И. Никитин. Как этот человек заработал свое состояние, позволившее вложить деньги в создание шикарной гостиницы, доподлинно неизвестно. В имеющихся исследованиях иркутского купечества о нем ничего не говорится. Неведомо и то, как сложилась судьба домовладельца после Октябрьской революции. Сам архитектор Кузнецов скончался в 1904 году в Иркутске и был похоронен на Иерусалимском кладбище (ныне ЦПКиО), место его захоронения неизвестно.
Гранд-отель официально открылся 1 октября 1903 года. Чтобы оценить уровень тогдашнего сервиса, стоит процитировать рекламное объявление гостиницы того времени: «Гранд-Отель, Большая улица, д. инж. Никитина, въезд с 6-й Солдатской. Электрическое освещение, Первоклассная гостиница и ресторан. Номера с освещением и постельным бельем от 2 р. до 6.50 р. в сутки, имеются ванны. К каждому выезду высылается экипаж. Переводчики на всех языках».
Отель занимал второй и третий этажи правого крыла дома, выходившего на улицу Литвинова. На первом же открылись магазины по продаже швейцарских часов (вход в магазин располагался в угловой башне здания) и книготорговая лавка известного московского издателя Сытина. При гостинице работали и увеселительные заведения, популярные среди постояльцев и горожан. В первую очередь — кафешантан «Аркадия», где для гостей заведения выступали музыкальные коллективы с легким репертуаром. Работала при отеле и бильярдная.
В другой части здания (с улицы Карла Маркса) с 1903 по 1911 годы размещался Русско-Китайский банк. После переезда банка, сменившего название на Русско-Азиатский, в новое здание (на углу Ленина и Карла Маркса) в 1911 году помещение арендовала частная мужская гимназия Елизаветы Александровны Горцейт. Это учебное заведение пользовалось в городе большим авторитетом и считалось одним из самых престижных. Из стен гимназии вышли такие известные в городе люди, как архитектор Казимир Войцехович Миталь, позже возглавлявший учебное заведение, и легендарный иркутский сыщик Михаил Николаевич Фомин.
Об известных постояльцах самого Гранд-отеля, к сожалению, почти ничего не известно. Единственный интересный эпизод в работе гостиницы связан с остановкой здесь в июне 1907 года участников международного автопробега «Пекин—Париж».
В годы Гражданской войны и межвластия в Иркутске Гранд-отель национализировали, гостиница и ресторан закрылись. С 1918 по 1920 годы в помещениях «Аркадии» сперва разместили клуб рабочей молодежи, затем спортивный клуб и дешевую столовую. В гостинице был штаб 30-й дивизии 5-й Армии РККА, а после отступления колчаковских войск из Иркутска в дом въехали Сибирский и Губернский комитеты РКП(б), а также Центральный штаб рабоче-крестьянских дружин. В апреле 1918 года здесь же прошел съезд бывших военнопленных-интернационалистов.
В советские годы бывший отель сохранял административное назначение, хотя на несколько лет его комнаты выделяли под квартиры для профессоров и преподавателей Иркутского госуниверситета. Позже, в 1929 году, здание отдали под Дом Советов. А в 1931 году в здание въехали сотрудники Иркутского радиокомитета.
На первом этаже работали знаковые для Иркутска объекты торговли, которые еще помнят горожане-старожилы. Например, книжный магазин «Родник» и антикварный «Букинист», пользовавшийся большим авторитетом у ценителей раритетной литературы. В разные годы здесь размещались архив Иркутского ЗАГСа, Куйбышевский райком партии, а еще областные отделы народного образования и культуры. В 90-е годы Гранд-отель наводнили другие структуры — здесь одно время размещались Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Куйбышевская прокуратура.
В 2014 году дом прошел через масштабную реставрацию, после которой внешний облик гостиницы вновь приобрел величественный вид (с 70-х годов реставрация дома не проводилась, отчего здание находилось в плачевном состоянии изнутри и снаружи). Ныне обновленное здание внешне пустует, хотя первый этаж занимают магазины и заведения общепита, а вот помещения выше выглядят необжитыми — лишь запыленные окна, за которыми нет никакого движения, молча глядят на прохожих. А с другой стороны улицы, высоко задрав голову, на величественный отель удивленно взирает бронзовый турист.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Белые рамки окон смотрятся на этом здании ужасно.