Более пяти тысяч студентов обучались в вузах города на разных специальностях. За время войны 3417 из них получили высшее образование, в том числе госуниверситет подготовил 687 специалистов разного профиля, пединститут – около 500 педагогов, стоматологический институт – 278 стоматологов.
Вузы области занимались не только подготовкой высококвалифицированных специалистов. Ученые наряду с преподавательской деятельностью провели эффективную работу по изучению сырьевых богатств региона, поставили на службу фронту многие природные ресурсы, которые до войны не использовались в народном хозяйстве. Большая заслуга в этом принадлежит ученым-геологам госуниверситета, горно-металлургического института (ныне технический университет), областного геологоуправления.
Поиски золота, слюды, мрамора, редких металлов успешно вели научные работники горно-металлургического института. Госуниверситет разведал новые запасы графита, так нужного тогда промышленности. Правительство высоко оценило работу иркутских геологов, наградив в 1944 году 16 из них орденами и медалями. Несколько геологов из Иркутска в первые послевоенные годы стали членами-корреспондентами Академии наук СССР.
Профессор госуниверситета Владислав Яснитский, изучавший мох-сфагнум, доказал его пригодность в качестве заменителя дефицитной ваты. Это открытие эффективно использовалось в иркутских госпиталях. Доцент Кузьма Мишарин в течение года жил в тайге с целью круглогодичного изучения естественных нерестилищ омуля. Выводы, сделанные им, оказались очень ценными для воспроизводства рыбных запасов.
В результате многолетнего изучения природных ресурсов озера Байкал профессор Михаил Кожов в военное время завершил свой фундаментальный труд «Животный мир Байкала». Почвоведы, ботаники и зоологи университета разработали вопросы эффективности почвы и фауны Восточной Сибири. В войну профессор Иван Николаев закончил свое исследование «Почвы Восточной Сибири».
Немалое практическое значение имели и научные труды химиков и физиков университета. Под руководством доцента Валентины Лариной (впоследствии профессора) были разработаны принципы добычи жидкого топлива из черемховских углей и организовано несколько небольших заводских установок, на которых добыты первые тонны бензина. Иркутский биолог Николай Гайский (противочумный институт) в 1943 году сделал замечательное открытие – туляремийную вакцину. За разработку метода вакцинных прививок, предохраняющих от заболевания, ему была присуждена Сталинская премия.
Новейшие достижения науки внедряли в производство сотрудники горно-металлургического института. Особую помощь они оказали в увеличении угледобычи в Черембассе и в развитии металлургического производства. Доцент А. Перепелица (впоследствии профессор) выполнил проект и ввел в действие содовый завод, осуществил работы по переводу котлов ряда установок на экономичное комбинированное сжигание.
Ученые сельхозинститута оказали действенную помощь сельскохозяйственным организациям и земледельцам по внедрению новых полевых и технических культур, передовых методов аграрного производства.
Великая Отечественная война предъявила большие требования к медицинским вузам. Профессор Иркутского мединститута, почетный гражданин города Иркутска, а в годы войны студентка и секретарь комитета комсомола института Александра Серкина вспоминала:
«В день у нас было 10 часов обязательных занятий. Скидок никаких нам преподаватели не делали, а ведь обучение было сокращено до четырех лет. Кроме основных занятий по обязательной программе мы проходили в институте военную подготовку. В свободное от занятий время, а это значит поздно вечером, ночью или в воскресенье, мы осуществляли шефскую работу над пятью эвакогоспиталями: читали раненым книги, писали письма родным, выступали с концертами, выполняли функции санитарок. По заданию Обкома комсомола помогали в разгрузке эшелона с ранеными. Собирали посылки на фронт: вязали варежки, вышивали кисеты. Все студенты были донорами. Студенты сами заготавливали топливо для учебных корпусов и общежитий: ездили за углем в Черемхово, там загружали вагоны, в Иркутске разгружали на складе Военного городка и оттуда на санках подвозили в институт и в общежитие. В летнее время студенты выезжали на уборку урожая в колхозы, подсобное хозяйство. Работали здорово – ежедневно давали по две-три нормы. В учебное время питались в столовой, где по карточкам каждому выдавалось 600 граммов хлеба и галушки из ржаной муки. Этого, конечно, не хватало. Некоторые студенты и преподаватели болели дистрофией. Весной специально выделяли студентов для сбора черемши, которая потом шла в рацион питания в студенческой столовой и в подшефных эвакогоспиталях.
Но не думайте, что только этим было занято наше время. Ведь мы были молоды, а тогда в Иркутске в эвакуации находились Киевская опера и Московский театр сатиры. Мы приглашали к себе артистов, устраивали коллективные выходы в театр. Находили время для занятий спортом, научной студенческой работы. Наш курс после окончания института в 1944 году почти весь поехал на работу в освобожденные районы Украины, Молдавии, Карело-Финской и Белорусской республик».
Наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов научные работники – медики должны были решать ряд важнейших теоретических и практических проблем, связанных с восстановлением здоровья раненых и больных воинов.
Ученые-медики оказали большую помощь эвакогоспиталям, руководя там научно-исследовательской и лечебной деятельностью, консультируя врачей, выполняя наиболее сложные операции. 10 работников мединститута за выдающиеся успехи в медицинской науке были награждены орденами СССР, в том числе хирурги Василий Щипачев и Константин Сапожков. Первый удостоился ордена Трудового Красного Знамени за уникальные операции по восстановлению кисти и пальцев руки, второй такой же наградой был отмечен за методы лечения огнестрельных ранений сосудов и кишечника.
Иркутские мединституты (медицинский и стоматологический) подготовили для госпиталей 446 врачей-хирургов, фтизиатров, невропатологов, физиотерапевтов. 1025 медсестер овладели методами лечебной физкультуры, переливания крови, гипсовой техники и рентгенотехники.
В годы войны в Иркутске было размещено 28 госпиталей. Под госпитали были отданы самые лучшие здания города: три института, 12 школ, шесть административных зданий. Иркутяне несли в госпитали для раненых бойцов одежду, постельное белье, продукты и мебель.
По воспоминаниям профессора Иркутского мединститута Хаим-Бера Ходоса: «В связи с острой нуждой в рабочей силе студенты мединститута нередко отвлекались на работы в госпиталях, на выполнение неотложных трудовых заданий. Только за один 1944 год студенты и сотрудники нашего института исполнили 45 000 трудодней».
В шефских концертах для эвакогоспиталей принимали участие артисты всех иркутских театров и находящихся в эвакуации Киевского театра оперы и балета, Московского театра сатиры. Особенным успехом у раненых пользовались выступления школьников, коллективов Дворца пионеров и детских садов.
Общее количество пролеченных больных в иркутских госпиталях за годы войны достигло 102 895 человек. По воспоминаниям главного хирурга эвакогоспиталей Иркутской области Аси Ильиничны Соркиной, было проведено 41 158 операций, перелито 3000 литров крови. Методы лечения в эвакогоспиталях применялись комплексные – раненых пытались восстанавливать полностью. Вернулось в строй непосредственно из иркутских госпиталей 30% раненых и больных. 3% переведено на инвалидность. Соответственно, 97% выписавшихся из госпиталей были годны либо к военной службе, либо к трудовой деятельности.
Профессор Хаим-Бер Ходос в 1943 году издал книгу «Травматические повреждения и огнестрельные ранения нервной системы». Эта работа была направлена во все госпитали округа и стала настольным руководством для врачей.
Для многих раненых иркутские госпитали стали памятными. Воины были обязаны им своей жизнью и здоровьем. Старшина запаса диспетчер Сланцевского завода Ленинградской области И. Авдеев в 1970 году такими словами благодарности вспоминает работников госпиталей: «О людях, работавших в годы войны в госпиталях, мало сообщают в газетах, а их труд тоже равен ратному подвигу, ибо он был тоже весомым вкладом в нашу победу над врагом».
Бывший связист 244-го стрелкового полка М. Корпенко писал в редакцию областной газеты с Украины: «Иногда мне кажется, что я узнал бы этих людей, вернувших мне, солдату, силы и здоровье, даже сейчас, хотя со дня нашей победы минуло 40 лет. Добро не забывается! Но еще я помню, что помогало нам выживать – это доброта города. Я уверен, что не только у меня одного, у тысяч солдат, которым даровал выздоровление Иркутск, сохранятся об этом городе самые теплые воспоминания».
Самое активное участие в выполнении задач военного времени приняли представители гуманитарных наук – историки, географы, обществоведы. Популярностью пользовались лекции историка Моисея Гудошникова о героическом прошлом нашего народа. Многочисленные аудитории собирала его лекция «Иван Грозный». Историки Федор Кудрявцев и Всеволод Дулов на страницах периодической печати знакомили читателей с военными буднями сибиряков. Федору Кудрявцеву принадлежит и первое произведение о знаменитой 55-й гвардейской Иркутской дивизии «Иркутская гвардейская», вышедшее в 1942 году и переизданное в 1944-м.
В 1943 году у здания областного драмтеатра была установлена больших размеров карта военных действий на фронтах войны. На ней сразу же после сообщений Совинформбюро передвигалась линия фронта, обозначенная красным шелковым шнуром. Рядом вывешивались оперативные сводки. Возле карты ежедневно собирались сотни иркутян, следивших за продвижением Красной Армии на запад. Для них читались лекции о событиях Великой Отечественной войны.
Выражаем особую благодарность руководству и научным сотрудникам музея истории города Иркутска имени Сибирякова за подготовку исторической справки «Иркутск – город боевой и трудовой славы», материалы которой были использованы в статьях, опубликованных на IRK.ru.
Над материалом работала Алина Вовчек, IRK.ru
Над материалом работала Алина Вовчек, IRK.ru