Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

На фасаде деревянного дома на Марата установили 11 новых элементов

Установленные элементы на доме. Фото Марины Дубас

Установленные элементы на доме. Фото Марины Дубас

Ученики двух иркутских школ и студенты техникума архитектуры и строительства — будущие реставраторы — изготовили 11 сложных лир для деревянного дома на Марата, 62. Здание покрасили волонтеры во время акции «Фасадник», которая проходила в городе 17 и 18 августа. После этого там установили новые элементы. Лиры ребята создавали под руководством иркутянки Юлии Железновой, которая в течение нескольких лет занимается с детьми краеведческими проектами. Их реализуют в нескольких школах во время уроков технологии и проектной деятельности.

Юлия Железнова:
— После изготовления лир их установку мы обязательно согласовываем со службой по охране культурного наследия Иркутской области, так как на объектах культурного наследия, так называемых домах-памятниках, ничего нельзя ни установить, ни покрасить даже из самых лучших побуждений, потому что в соответствии с законодательством Российской Федерации это могут делать только специализированные аккредитованные фирмы. Но в данном случае для нас стало это возможным, потому что мы оформили документы, что делаем не реставрацию, а незначительный ремонт декора фасада, поэтому получили разрешение на проведение таких работ. Мы дождались, когда служба по охране культурного наследия подготовила документы, и все их подписали. И когда уже все формальности были улажены, мы смогли установить лиры на дом.

Проект, в рамках которого школьники изготавливают детали для деревянных домов, существует третий год. Рассказывая о его создании, Юлия поделилась, что, интересуясь деревянной архитектурой, заметила, что в Иркутске много домов, которые нуждаются в обновлении некоторых фрагментов фасада. В тот момент она работала в школе и после изучения чертежей реставраторов решила, что детали под силу изготовить и школьникам. «У нас в каждой школе есть уроки технологии, где дети что-либо вырезают из дерева. При этом в городе есть дома, которые нуждаются в различных фрагментах. И мне случайно в руки попали чертежи профессиональных реставраторов, изготовленные для дома на Грязнова, 19. Взяв эти чертежи, мы попробовали изготовить детали. Тогда стало понятно, что ученики 7-9 классов вполне способны эти элементы с резьбой делать. Так и появился этот проект», — рассказала Юлия.

Установленные элементы на доме. Фото Юлии Железновой
Установленные элементы на доме. Фото Юлии Железновой

Первый год проекта был пилотным — тогда ребята изготовили детали для дома на Грязнова,19, но не устанавливали их. В 2023 году создали два элемента — лопатки — для дома на Марата, 40. Чертежи для ребят создали архитекторы центра по сохранению культурного наследия. Изначально этот дом не был объектом культурного наследия, поэтому изготовить и установить на него детали можно было беспрепятственно. Однако во время работы с проектом дому все же присвоили статус такого объекта, соответственно, закрепить на нем какие-то элементы стало невозможным. Тогда Юлия взяла детали, изготовленные детьми, и обратилась в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Там она рассказала о проекте, после чего он получил официальную поддержку службы.

Юлия Железнова:
— В этом году мы сделали 12 лир, одну из которых не установили на дом. Для нас это невероятный объем. Во-первых, закупка материалов для деталей обошлась для меня очень дорого, так все это я покупаю за свой счет. Но несмотря на все сложности нам удалось это сделать, чему я очень рада. Проекты следующих годов вряд ли будут такими масштабными. В 2025 году планируем сделать отсутствующие элементы резьбы для двух домов на Грязнова.

Юлия отметила, что дети всегда охотно участвуют в создании деталей. Для учеников это возможность создать свой итоговый проект, оценка за который идет в аттестат. «Пару лет назад в российских образовательных стандартах произошли изменения, и теперь каждый выпускник девятого класса обязан сделать индивидуальный проект, оценка за который идет в аттестат. А придумать хороший проект — это не самая простая задача. Поэтому зачастую дети рады, что у них появляется возможность создать какую-то деталь из дерева для итогового школьного проекта. На мой взгляд, это очень здорово для всех сторон, которые задействованы в нем. Это хорошо и для детей, и для города», —пояснила Юлия.

Утраченные элементы на доме. Фото Марины Дубас
Фото Марины Дубас

Утраченные элементы на доме. Фото Марины Дубас

Фото Марины Дубас

Иркутянка отметила, что задача ее проекта — образовательная. Цели отремонтировать все дома в городе у нее нет.

Юлия Железнова:
— Моя задача — работать с детьми. Объяснять им, в чем заключается индивидуальное лицо нашего города, в чем его уникальность, зачем сюда приезжают люди, чтобы сфотографировать деревянные дома, почему важно сохранять эти здания и почему они называются объектами культурного наследия. Это такое же наше культурное наследие, как сказки Пушкина, картины Васнецова, басни Крылова. Это наш культурный код, и если мы посмотрим на него с вниманием и уважением, то откроем для себя очень много интересного.

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Здесь 24 часа ничего не писали, поэтому обсуждение закрыто
правила публикации отзывов
  • Наталья Валентинова 19 августа 2024 в 17:37

    Золотые руки у деток. Очень сложный элемент.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии

Последние новости

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля