Что такое идентичность Иркутска? Как сделать так, чтобы туристы воспринимали Иркутск не только как перевалочный пункт на пути к Байкалу? Чего не хватает городу и каким должен быть мастер-план по его развитию? Эти и другие темы обсудили эксперты в новом выпуске программы «Энергия преобразований». На вопросы ведущего Германа Струглина ответили скульптор Евгений Тимкович, создатель брендов Гомбо Зориктуев и директор АНО «Иркутские кварталы» и ООО «Сибирская лаборатория урбанистики» Сергей Маяренков.
Гости программы отметили важность сохранения деревянного зодчества Иркутска и единогласно сошлись во мнении, что знаковым местом, изюминкой города является 130-й квартал. Гомбо Зориктуев считает этот проект одним из самых удачных в Иркутске. Сергей Маяренков подчеркнул, что в Иркутской области находится четверть объектов культурного наследия России.
Сергей Маяренков:
— Четверть объектов культурного наследия России располагаются в Иркутской области, из них большая часть – в Иркутске. Я был одним из тех, кто создавал пространство 130-го квартала, на этом проекте выросла «Сибирская лаборатория урбанистики», которая сейчас работает по всей стране. Раньше памятники у нас горели массово. Наверное, любой девелопер, купив земельный участок с объектом культурного наследия, мечтал ликвидировать его, снести и построить крупный объект. 130-й квартал — это хороший пример сохранения памятников, когда инвесторы вложились в центр города собственными деньгами и сделали современный проект, но в контексте культурного наследия.
Также эксперты обсудили, каким должен быть мастер-план по развитию Иркутска. Евгений Тимкович считает, что он должен отражать не только градостроительные нормы, но и духовную сторону города.
Евгений Тимкович:
— Мастер-план больше относится к градостроительству, архитектурным решениям, планировкам. Но в понятие идентичности города входят не только архитектура, но еще и духовные потребности людей. Внутренняя потребность людей и формирует идентичность. Над мастер-планом должны работать люди, которые понимают что такое Иркутск. Они должны быть, прежде всего, местными, которые выросли здесь, впитали эту культуру.
Гомбо Зориктуев:
— Я ругаюсь, когда в Иркутске в знаковых местах появляются курятники. Едем по набережной, и совсем недалеко от украшения местности – отеля History – стоит курятник. Нашим иркутским архитекторам должно быть стыдно, тем, кто разрешил это строить. У нас же есть загородные коттеджные поселки, которые имеют визуальный концепт. И вы не можете построить там то, что вам хочется, вы должны соответствовать политике коттеджного поселка. Почему в городе это не соблюдается?
Гомбо Зориктуев также добавил, что в том, что Иркутск ассоциируют исключительно с Байкалом, виноваты сами иркутяне. «Было такое время, когда особо гордиться было нечем. Мы возили на Байкал. Мы в этом виноваты сами. И в последние 10 лет мы четко поняли: Иркутск – это Иркутск, Байкал – это Байкал. А для того, чтобы эта популяризация стояла твердо, нужно развивать инфраструктуру города», — считает эксперт.
Сергей Маяренков отметил, что Иркутск — зимний город, и строить в нем нужно, учитывая климатические особенности Сибири. Кроме того, по его мнению, мастер-план должен «запускать внутреннюю энергию города».
Сергей Маяренков:
— Если мы будем внимательны к городу, будем его читать, понимать идентичность, то и мастер-план будет не какой-то мастер-план, решающий внешние задачи. Он будет настоящим, который будет запускать внутреннюю энергию города. Иркутск – зимний город. Только мы, к сожалению, скопировали летнюю структуру и поместили в эти климатические условия. По планировочной структуре Иркутск не отличается от Краснодара или какого-то летнего испанского города. Но он должен быть более компактным, более связанным. Не такие открытые здания и дворы. В этом концепция зимнего города, которую мы начинаем формировать и предлагать иную структуру таких городов. Есть проекты которые уже воплощаются.
Гость программы «Энергия преобразования» добавил, что Ангара – это сильная сторона Иркутска. Но при этом в городе еще не выстроено взаимодействие с рекой.
Эксперты также обсудили позитивные изменения на Цесовской набережной: воссозданные энергохолдингом Эн+ Курбатовские бани, новый жилой квартал, строительство которого начнется в 2024 году. Пространство будет включать в себя семь жилых домов, кафе, магазины и коворкинг-центры, зону променада. Заказчиком и инвестором выступает ООО «Прибайкалье», компания входит в холдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской.
Гости программы затронули и тему событийности Иркутска, вспомнив фестивали «Энергия лета» и «Энергия+», которые провела компания Эн+. Гомбо Зориктуев считает, что городу нужно больше таких событий.
Гомбо Зориктуев:
— Молодежь почему уезжает ближе к центру? Там мероприятий больше. Бурление жизни для молодой крови. Хотелось бы, чтобы это было здесь. Иркутск переварит еще больше мероприятий, начиная от спортивных до научно-познавательных, культурных. Поэтому перетягивать сюда некоторые всероссийские знаковые мероприятия — это было бы очень хорошо. И с приходом Эн+ сдвинулось многое, и это заметно.
Сергей Маяренков:
— Эн+ одна из немногих компаний, результат пребывания которой начинает отражаться на теле города. Хочется, чтобы эта компания считала Иркутск своим домашним городом. Если он будет родным городом, и холдинг будет выстраивать здесь долгосрочную стратегию. Для меня элита — это люди, чьи внуки будут жить в этом городе. Если так будет мыслить компания Эн+, то, конечно, у города есть будущее.
Проект «Энергия преобразований» появился в 2021 году. За это время команда проекта выпустила более 20 серий. В них рассказывали об истории Курбатовских бань, иркутском ипподроме, реконструкции здания «Востсибугля», сквере Гидростроителей, развитии туризма в Иркутске и на Байкале.
После того, как хором спели дифирамбы дерипаске, пешочком прогулять их надо было по Софье, Либкнехта и Тимирязева. Вот где идентичность!