В Иркутской области подписали меморандум о недопущении роста цен на яйцо
В Иркутской области подготовили к подписанию Меморандум о фиксировании цен на куриное яйцо. Документ заключат между правительством Иркутской области, производителями яйца куриного и региональными торговыми сетями. Об этом сообщил министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков 26 декабря во время пресс-конференции, в которой приняли участие товаропроизводители, торговые сети, службы потребительского рынка и лицензирования, Иркутскстата.
В этом проекте решили участвовать основные местные производители куриных яиц СХАО «Белореченское» и СПК «Окинский» и торговые сети «Слата», «Удача», «Хлеб-Соль» и «Экономия». Меморандум является соглашением, предусматривающим выполнение сторонами добровольно взятых на себя обязательств по стабилизации цен до конца марта 2024 года.
Министр рассказал, что решение о заключении Меморандума подготовлено в рамках поручения Губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. Глава региона один из первых в Сибирском федеральном округе обозначил ситуацию с ростом цен на яйцо как приоритетную во время встречи с журналистами на пресс-конференции 19 декабря. Игорь Кобзев рассказал, что поставил профильным ведомствам Приангарья задачу по фиксации цен на этот продукт. Он сообщил, что состоялись совещания представителей правительства области, с производителями яйца и представителями торговых сетей. Вопрос также рассматривался на межведомственном совещании в прокуратуре региона с участием Союза предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона, Федеральной антимонопольной службы и предприятий-производителей продовольственных товаров.
Во время пресс-конференции отметили, что рост розничных цен по яйцу куриному в октябре 2023 года наблюдался в 86 субъектах Российской Федерации, в ноябре – в 87. Иркутская область не исключение. Руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Ирина Иванова сказала, что статнаблюдение в регионе за ценами проводится в шести городах как на продукцию местного производства, так и на ввезенную из других регионов. В течение 11 месяцев специалистами зафиксирован рост цен на яйцо куриное на 37,6%. Рост отмечен с сентября, но наибольший был зафиксирован в октябре – он составил почти 30% к предыдущему месяцу и 32% к декабрю 2022 года.
Ирина Иванова:
– Цены выросли как на яйца местных производителей, так и на привозную продукцию. В ноябре цены выросли еще на 4%. Аналогичная ситуация с ростом цен зафиксирована по СФО и России в целом. Индекс потребительских цен (ИПЦ) по Республикам Тыва, Хакасия, Алтайскому краю, Кузбассу был более 150%, по Республике Алтай, Красноярскому краю индекс составил более 140%. Затем идут Томская, Иркутская, Омская области, где ИПЦ выше 137%. Немного ниже он в Новосибирской области – 136,7%. В декабре на потребительском рынке рост цен продолжился. И в результате максимальный рост на яйца за период с начала года был зарегистрирован в Тайшете – 1,6 раза, менее ощутимый - в 1,4 раза в Зиме, Ангарске, Усть-Илимске, в областном центре и в Братске – рост в 1,5 раза.
Комментируя ситуацию участники пресс-конференции сказали, что на формирование себестоимости продукта влияют несколько факторов, в том числе импортные составляющие, которые только начинают частично замещаться отечественными аналогами.
Татьяна Пухмахтерова, заместитель генерального директора по экономике и финансам СХАО «Белореченское»:
– Одна из главных причин – рост себестоимости производства данной продукции, а также увеличение цены на комбикорм и ветеринарные препараты, необходимые для содержания птицы. Если посмотреть на комбикорм, то он состоит из зерновой, белковой, минеральной и витаминной частей. Все это сказывается на себестоимости яйца. Кроме того, необходимо проводить вакцинацию, закупать качественную вакцину, цена на которую в последнее время тоже возросла. По сравнению с 2022 годом корма и кормовые добавки подорожали на 22%, вакцина – на 200%.
Заместитель генерального директора СПК «Окинский» Нина Галанова пояснила, что влияние на цены оказало увеличение транспортных расходов и тех, что идут на закуп необходимых комплектующих производственного оборудования.
В результате отпускные цены на яйцо увеличились заметно сильнее, чем на другие продукты. При этом торговые сети ценовую политику в отношении формирования розничных цен не меняли. Как рассказал заместитель генерального директора по общим вопросам ООО «Маяк» Роман Селезнев, в структуре представленных товаров в их торговой сети 50% занимают яйца местных производителей. В последние два месяца отмечается рост покупательского спроса на яйца куриные.
Ольга Степанова, руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области:
– Крупнейшие региональные торговые сети поддерживают постоянный диалог с правительством области и придерживаются социально ответственной политики в отношении формирования торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости, к числу которых относятся яйца куриные.
Глава регионального минсельхоза добавил, что влияние на ценовую политику также оказывают условия рынка. Рост цен обусловлен, в том числе, увеличением потребительского спроса на яйцо со стороны населения, а также ростом себестоимости производства данной продукции. Кроме этого, на цену влияет сезонность – спрос на яйцо значительно растет к Новому году и к Пасхе, а с конца весны до середины лета снижается. В сравнении с другими регионами страны птицефабрики Приангарья на 156% обеспечивают Иркутскую область пищевым куриным яйцом.
Илья Сумароков:
– Сегодня регион полностью обеспечивает себя яйцом, сохраняя его высокий объем производства – более 1 млрд штук яиц в год. Планируем, что этот же объем производства сохранится и в 2024 году.
Глава ведомства сообщил о федеральных мерах поддержки этого направления сельхозсферы, в частности о расширенных с этого года направлениях льготного кредитования, в том числе для производителей птицы.
Илья Сумароков:
– Рассматриваем возможность региональной поддержки птицеводов для повышения эффективности производства наших птицефабрик, чтобы они могли понизить свои затраты на производство продукции, чтобы не было необходимости повышать цены на продукцию из-за роста цен на сопутствующие ресурсы. При этом решение о введении этих мер поддержки будем принимать в зависимости от складывающей ситуации в отрасли.
В заключение участники подчеркнули, что в рамках Меморандума предприятия-производители берут на себя обязательства по фиксированию отпускной цены первой и второй категории куриного яйца, сформировавшейся по состоянию на 21 декабря 2023 года, в период действия меморандума. В свою очередь региональные торговые сети не должны устанавливать размер торговой надбавки на данную продукцию выше 15%.
Документ планируется подписать до конца этой недели. Он вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31 марта 2024 года включительно. Документ открыт для присоединения к нему других хозяйствующих субъектов, готовых принять на себя обязательства по стабилизации цен.
В первой половине 2023 года объемы экспорта яиц и курятины из России заметно выросли. Вместе с ними выросла и цена на внутреннем рынке. В попытке стабилизировать ценовую динамику Минсельхоз предложил ввести временные ограничения на экспорт этих видов продукции АПК. С учетом высокого курса…