18 самолетов МС-21 находятся в производстве ПАО «Яковлев»
Стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах составила 4,3–4,6 миллиарда рублей. Такую цену в конце 2022 — начале 2023 года называла Государственная транспортная лизинговая компания. Эта сумма учитывала получение субсидий из Фонда национального благосостояния на покупку самолетов, сообщает «Коммерсант».
Для «Аэрофлота» цена на МС-21 значительно ниже. В январе 2023 года для авиакомпании у «Иркута» приобрели 18 самолетов по 3,2 миллиарда рублей. Поставка всех 63 воздушных судов в группу «Аэрофлот» обойдется в 175 миллиардов рублей. Она будет полностью профинансирована из средств ФНБ. Всего до 2030 года «Аэрофлот» планирует получить 210 самолетов МС-21 из 270 планируемых к производству. Чем больше партия, тем она дешевле и ниже цена каждого судна.
В конце 2021 года Государственная транспортная лизинговая компания называла еще более высокую стоимость МС-21 — 4,71–4,99 миллиарда рублей для компаний, не входящих в группу «Аэрофлот». В эту сумму уже входило субсидирование из ФНБ и напрямую из бюджета. Поставки предполагались в 2022–2024 годах с двигателями Pratt & Whitney, которые сейчас недоступны из-за санкций.
Кроме того, специалисты отметили, что каталожная стоимость аналогов МС-21 — Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — около 9,8-10,34 миллиарда рублей, но рыночная цена — около 4,9 миллиарда и ниже. По их мнению, российский самолет не мог получиться дешевле зарубежных аналогов, так как расходы в России ниже только на зарплаты, но закупки, производство материалов и комплектующих обходятся в сопоставимые суммы или дороже. Аналитик по транспорту Елена Сахнова отмечает, что цену МС-21 для эксплуатантов важно снизить на равных условиях, привлекая дополнительные средства ФНБ.
Ощущение, что МС-21 для отвлечения внимания, а в это время Сухой Джет летает уже много лет без аварий.