5 февраля 2023 года в Усть-Илимске в городском доме культуры «Дружба» состоялась встреча руководства администрации города с представителями инициативной группы граждан по вопросу закрытия трамвайного маршрута. В мероприятии участвовали мэр города Анна Щекина, первый заместитель мэра по экономическому развитию Эдуард Симонов, руководители структурных подразделений администрации, представители собственника трамвайной линии — филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске, председатель профсоюзной организации филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Галина Басова.
Первыми свое мнение высказали представитель инициативной общественности Марина Рябкова, которая напрямую связала развитие города с развитием трамвайного маршрута. Анна Щекина пояснила, что трамвай был местной достопримечательностью, но при этом никогда не являлся общественным транспортом и с самого начала был специализированным служебным транспортом, предназначенным для доставки сотрудников предприятий промплощадки на работу и обратно. Более того, трамвайные пути проходят только по одной окраинной улице Усть-Илимска.
Анна Щекина:
— Если принимать трамвай на баланс города, то нужно понимать: чтобы он мог стать общественным транспортом, нужно выполнить сразу множество требований. Это необходимо, чтобы обеспечить для жителей качественные и безопасные перевозки. Вместе с тем все расходы по содержанию и модернизации трамвая перейдут на городской бюджет.
При этом необходимо выполнить полную реконструкцию всей инфраструктуры — зданий, трамвайных путей, путепроводов, контактных сетей, тяговых электроподстанций, сетей тепло-водоснабжения, подвижного состава. Это — миллиардные капитальные вложения, таких средств в и без того дефицитном бюджете города нет. В таком случае придется сократить расходы на остальные, не менее важные для горожан мероприятия: дорожные работы, благоустройство, содержание дорог и микрорайонов.
Анна Щекина:
— Все ли горожане согласятся с этим? Я, как глава города, мои коллеги, считаем, что помимо трамвая в нашем городе, к сожалению, есть проблемы, которые мы не можем решить в основном из-за недостаточного финансирования. И эти проблемы все же в приоритете для большинства жителей.
Добраться до дачных участков, находящихся в районе трамвайных путей на автобусе у горожан всегда была: ежегодно администрация города обеспечивает сезонные перевозки. Первый заместитель мэра города по экономическому развитию Эдуард Симонов так же отметил, что реконструкция путей, содержание трамвая и всей инфраструктуры обойдется муниципалитету в сумму, в несколько раз превышающую годовой размер местного бюджета. Помимо того, администрация прорабатывает и другие варианты развития автобусных маршрутов.
Эдуард Симонов:
— Дополнительно на данном этапе мы рассматриваем вариант введения автобусного маршрута, который отвечал запросам горожан, проживающим по улице Дружбы народов, поселка Лесной, а также членам дачных кооперативов, расположенных по шоссе имени Бусыгина. В этом направлении мы работаем.
Директор филиала ООО «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске Ольга Найко пояснила, что решение об изменении схемы доставки сотрудников Группы «Илим» на промплощадку было принято в целях обеспечения комфортных и безопасных условий. Трамвай в этой схеме не предусмотрен в связи с высоким уровнем износа всей трамвайной инфраструктуры.
Ольга Найко:
— Наши заказчики регулярно указывали на несоответствие требуемым условиям доставки их сотрудников. В связи с этим было принято решение о приобретении 51 автобуса и разработки 48 маршрутов по всем улицам города, а не по одной, как это было с трамваем. Все автобусы оборудованы системой «Глонасс», что позволяет пассажирам отслеживать движение автобуса на маршруте, знать актуальное расписание.
Председатель профсоюзной организации филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Галина Басова высоко оценила первый месяц работы новой системы доставки сотрудников.
Галина Басова:
— Из года в год наши работники жаловались на холод в трамваях. Тех, кто жил по улицам Карла Маркса, Мира приходилось доставлять до трамвайной остановки специальным автобусом. Потом они 40 минут ехали в трамвае, а затем еще порядка полутора километров добирались до завода пешком. Случалось, трамвай вставал на линии и к присланному за ними автобусу люди шли по метровым сугробам. От лица всего коллектива хочу сказать спасибо за новые автобусы. Что касается исторического значения, то давайте будем честными: в Книге рекордов Гиннеса нет ни трамвая, ни Усть-Илимска. А самые северные трамваи – в Петербурге, Норвегии.
«….трамвай был местной достопримечательностью» - это вообще бред. В каком городе трамвайную инфраструктуру строят как достопримечательность? Развитие транспорта - это суровая необходимость для наших просторов. Если ничего не развивать в малых (да и не только в малых) городах, то кто там жить-то…