У Малого Моря археологи нашли символическое погребение и артефакты позднего неолита
Археологи ИРНИТУ провели раскопки в Окинском районе Бурятии. Они обнаружили свыше 30 ритуальных сооружений и древнейшее в Юго-Восточном Саяне погребение человека позднего бронзового века. Поездка стала частью фестиваля «Эргэне-Кун» — легендарная и историческая прародина монголов". Об этом сообщает пресс-служба ИРНИТУ.
Экспедиция является совместной инициативой ИРНИТУ, Российского исторического общества, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, Иркутского областного краеведческого музея. Проект призван популяризовать историю, культуру и географию Бурятии, привлечь туристов в регион. Он объединил около 50 ученых, педагогов и школьников от Владивостока до Санкт-Петербурга. Возглавил группу руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Артур Харинский.
Первые упоминания о современном населении Горной Оки (хонгодорах) относятся к 17 веку. Кто населял труднодоступные территории ранее, неизвестно. Чтобы ответить на этот вопрос, археологи продолжили работу, начатую в предыдущем сезоне. Тогда участники экспедиции ИРНИТУ раскопали на берегу реки Сенца два ритуальных комплекса.
По словам Артура Харинского, в 2021 году лагерь разбили на левом берегу Оки в местности Номто-Гол. Во время раскопок на могильнике Шарза-3 отряд Дмитрия Кичигина обнаружил необычное захоронение. Погребённый лежал не в традиционной могильной яме, а на поверхности земли под каменным курганом, окружённым кольцевой выкладкой. Рядом с грудью покойного нашли красный и жёлтый камни. Археологи считают, что эти находки имеют некий сакральный смысл.
Артур Харинский:
— Интересно, что скелет обращён головой на юго-восток. Погребальный обряд отличается от известных к настоящему времени в Прибайкалье. Мы можем утверждать, что это самое раннее погребение в Юго-Восточном Саяне, датированное периодом бронзового века. Аналогичные захоронения, но с ориентировкой тела на северо-запад, археологи находили на севере Хубсугула в Монголии. Вероятно, в древности существовали культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья.
Кости плохо сохранились, поэтому узнать пол скелета человека сложно. Известно только, что это был подросток. Образцы останков политеховцы передали канадскому ученому Анжею Веберу, который сделает радиоуглеродный анализ в лаборатории Оксфордского университета. Это позволит определить возраст находки.
Кроме того, участники экспедиции исследовали ритуальные сооружения, предназначение которых, остаётся загадкой. По одной версии, это конструкции, созданные древними в память о давно умерших соплеменниках. Более вероятно, что объекты являются кенотафами — символическими могилами, «хозяева» которых погибли или пропали без вести вдали от дома, например, на войне. Кенотафы сооружали родственники покойного, чтобы его душа обрела покой.
Всего археологи выявили 34 курганообразных конструкции. Диаметры насыпей составляют четыре-шесть метров. По центру скопления объектов находится село Саяны. Часть кенотафов пострадала при возведении домов. Местные жители использовали для строительства каменные кладки, которые находили в огородах.
На территории «курганного поля» хорошо сохранился херексур — каменный курган с кольцевой оградкой. Подобные сооружения широко распространены в западной и центральной части Монголии. Херексуры представляет собой своеобразные следы пребывания европеоидного населения, продвигавшегося в восточную часть Центральной Азии. Навстречу «западным гостям» шли представители культуры плиточных могил (13 —2 век до н.э.).
Обследованный херексур - самый северный из всех известных памятников этого типа. Это означает, что население с примесью хорошо выраженных европеоидных черт продвинулось далеко на Восток. Пути миграции проходили по труднодоступным перевалам. Можно предположить, что верховья Оки были одним из центров расселения представителей культуры оленных камней и херексуров.
Артур Харинский:
— С группой сотрудничал директор Орликской школы Баир Шарастепанов. Он рассказал об обряде, характерном для местных бурят. Суть ритуала заключается в том, что спустя год после рождения ребенка дядя со стороны матери обрезает прядь волос малыша. Она служит своеобразным талисманом, символизирующим связь человека с родом. Прядь хранят в мешочке, который берут с собой в дальний поход. Если человек находит последнее пристанище вдали от дома, то оберег стараются привезти и захоронить в Окинском районе. Такие талисманы брали с собой окинцы, ушедшие на Великую Отечественную войну. Историки утверждают, что все они вернулись живыми.
По итогам экспедиции выйдет серия научно-популярных фильмов, которую снимет команда иркутского режиссёра Максима Савченко. При его поддержке в 2019 году ИРНИТУ снял первый инста-сериал «Первокурсник».
в ИРНИТУ археологи есть!?