Контрольно-счетная палата подготовила отчет по результатам проверки Дорожной службы Иркутской области. Аудиторы изучили деятельность ДСИО за период со второго полугодия 2015 года и выявили ряд нарушений: от сокрытия прибыли, начислений огромных премий руководству областной Дорожной службы до фактов мошенничества и ухода от налогов. По информации ИА «Телеинформ», об этом на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС 19 июня рассказала аудитор КСП Ксения Корень.
Выявленные нарушения проверяющие условно разделили на два блока. Это нарушения в сфере управления государственной собственностью (в виде акций) и в финансово-хозяйственной деятельности самой ДСИО.
По первому блоку Дорожная служба не начисляла дивиденды, подлежащие зачислению в доход бюджета региона, оставляя их в своем распоряжении. Как пояснила аудитор КСП, по распоряжению губернатора, на выплату дивидендов следовало направлять не менее 50% чистой прибыли акционерного общества. В отсутствие правовых оснований и в нарушение закона региональное минимущества (учредитель ДСИО) дало указание при голосовании в совете директоров отказать в начислении и выплатах дивидендов по итогам работы Дорожной службы в 2016 году. КСП квалифицировало это как превышение должностных полномочий минстроем и минимуществом области, повлекшее недополучение в областной бюджет 2017 года более 25 миллионов рублей.
По второму блоку руководство Дорожной службы использовало незаконные схемы ухода от налогов, необоснованно выплачивало премии работникам аппарата управления и манипулировало в сфере закупок. Дорожная служба нередко заключала договоры без указания объемов закупаемых товаров.
Ксения Корень, аудитор:
— Организация искусственно занижала налог на прибыль, формируя резервы по сомнительным долгам. Мы заметили динамику резкого увеличения сформированного резерва начиная с 2014 года. Кроме того, в этот резерв сомнительных долгов включались также долги аффилированного с ДСИО юридического лица. Акционерным обществом ДСИО была создана одноименная служба, тоже ДСИО, но с другой организационно-правовой формой — ООО. 99% долей этого ООО принадлежит АО ДСИО. И долги ООО полностью включаются в резерв сомнительных долгов Дорожной службы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу. Таким образом, уменьшается объем чистой прибыли, из которой платятся дивиденды в доход Иркутской области.
В 2015 году дивиденды, налог на прибыль, недополученные в федеральный и областной бюджеты составили сумму порядка 40 миллионов рублей, в 2016 году — около 16 миллионов. В 2017 году (предварительно) сумму эксперты оценивают в 12 миллионов рублей.
Что касается премирования аппарата управления ДСИО, проверка показала, что в период 2015-2017 годов имеется тенденция ежегодного увеличения расходов на премиальные. Если в 2015 году на различные виды премий было направлено 6,5 миллионов рублей, то в 2016 — уже 24 миллиона (четырехкратное увеличение), а в 2017 — уже 36 миллионов рублей. Таким образом, с 2015 года эти расходы выросли на 554%.
Ксения Корень:
— При этом в письме на имя губернатора руководство Дорожной службы сообщало, что чистая прибыль у акционерного общества по итогам 2016 года отсутствует и чтобы выплатить дивиденды, пришлось бы прибегнуть к заемным средствам. Однако расчетный размер дивидендов, который потенциально мог бы быть получен в бюджет Иркутской области (25 миллионов рублей) сопоставим с размером премий, которые получало руководство ДСИО.
Дорожная служба допустила крупные и многочисленные нарушения, нередко с признаками преступлений. Ксения Корень акцентировала внимание, что говорит о «признаках», потому что подтверждение составов уголовных статей — это уже компетенция правоохранительных органов. В качестве примера она привела случаи заключения контрактов, в которых невозможно определить количество закупаемого товара или услуг.
Ксения Корень:
— Это и покупка битума на 350 миллионов рублей без указания количества, и договоры на пуско-наладочные работы по бетонным заводам по завышенной стоимости, и приобретение готового асфальтобетонного завода без указания серии (то есть, без отражения мощности завода).
Отдельно аудитор отметила факты прямых неэффективных расходов средств областного бюджета. Так, 25 декабря 2016 года «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» заключила госконтракт с ДСИО на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Киренск-Казачинское (36,3 километра).
Ксения Корень:
— Цена контракта составила 1,552 миллиарда рублей. В целях выполнения данного госконтракта ДСИО заключила договор субподряда с другой организацией на те же самые работы по строительству этих же самых 36,3 километра дороги, но цена контракта уже составила 1,277 миллиарда (от первой суммы минус 275 миллионов рублей). То есть, фактически госконтракт заключен с Дирекцией, но перепродан другой фирме, а 275 миллионов осели в Дорожной службе. При этом дивидендов Иркутской области ДСИО не платит.
По словам аудитора, изначально, когда КСП попыталась провести проверку акционерного общества, в ДСИО оказали сопротивление и всячески препятствовали работе аудиторов. Руководство Дорожной службы отказалось предоставлять документацию, а затем и вовсе подало в Арбитражный суд на Контрольно-счетную палату, заявив, что та не имеет права проверять хозяйствующие субъекты.
Дорожная служба в суде ходатайствовала с требованием запретить Контрольно-счетной палате готовить отчет по результатам проверки, а также направлять любые материалы по этому поводу в адрес Законодательного собрания области. Тем не менее, суд ходатайство не удовлетворил. Документацию проверяющие тоже получили — она была изъята Следственным управлением СКР по Иркутской области в рамках уголовного дела в отношении сотрудников ДСИО.
По итогам проверки материалы направлены в СК, ОБЭП, УФАС, прокуратуру и ФСБ. Никто из представителей областного минимущества не присутствовал на заседании в ЗС. Депутаты решили оставить вопрос на контроле и вернуться к проверке Дорожной службы в конце года. К тому времени свое слово должны будут сказать и правоохранительные органы.
Справка:
АО «Дорожная служба Иркутской области» находится в стопроцентной собственности региона. Учредителем акционерного общества является областное правительство в лице министерства имущественных отношений. Функцию отраслевого управления осуществляет министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области.
Вот сразу возникает вопрос: а почему организационно правовая форма ДСИО - ООО или АО? Цель организаций с такими формами извлечение прибыли. А у ДСИО, как мне кажется, должно стоять первостатейной целью строительство и ремонт дорог. Т.е. орг-правовая форма должна быть, наверное, все-таки ГУП….