Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев подписал указ, которым утверждаются постоянные нормативы предельно допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал, в настоящее время документ находится на регистрации в министерстве юстиции России. Установлены нормативы допустимых воздействий по поверхностным водам и донным отложениям Байкала, поверхностным водным объектам, имеющим гидравлическую связь с озером, лесным экосистемам, сточным водам, попадающим в озеро, и атмосферному воздуху. В приказе также четко прописаны показатели по допустимому вылову байкальского омуля и нерпы, антропогенной нагрузке, допустимому воздействию при рекреационном использовании наземных экосистем и при выпасе сельскохозяйственных животных.
Федеральный закон об охране озера Байкал был принят в 1999 году, в нем прописана обязательная разработка подобных нормативов. В 2003 году были отменены временные нормативы допустимых воздействий для озера Байкал.
Ряд российских экологов считает, что основным загрязнителем Байкала является построенный на юге озера в 60-х годах прошлого века Байкальский ЦБК. Дискуссия о том, что комбинат необходимо убрать с берега уникального озера либо перепрофилировать началась еще в 80-х годах. БЦБК в августе 2008 года перешел на замкнутое водопользование, но почти сразу остановился. При новой системе водооборота комбинат уже не мог производить высокорентабельную беленую целлюлозу, а небеленую в тот момент было варить невыгодно из-за упавшей на 30 % цены на такой продукт.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии РФ, отвечая на вопрос о работе БЦБК, отметил, что поскольку комбинат планирует возобновить свою деятельность, «он обязан сбрасывать в озеро нормативно очищенные сточные воды». Идея вновь запустить комбинат принадлежит Министерству промышленной торговли РФ и основному акционеру предприятия — ЛПК «Континенталь Менеджмент». В январе 2010 года правительство издало постановление, исключающее производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне БПТ, что фактически позволяет комбинату работать на легальных основаниях.
Хотят узаконить сбросы. По принципу: Селенгинскому можно,почему Байкальскому-нельзя.Дождемся, однако, когда Байкал не сможет очищаться. Все-таки питьевая вода. Хотя пить можно и из лужи.К этому идем.