Иркутская область вошла в число пилотных регионов, выбранных Ростехнадзором для проведения в ближайшие годы работ по ликвидации накопленных экологических проблем. В рамках этого проекта в 2009 году в наш регион поступят федеральные средства для борьбы с мышьяковым и ртутным загрязнением двух городов - Свирска и Усолья-Сибирского.
«Опасная зона! Проход запрещен!» - такие таблички в Свирске появились недавно. Запреты установили рядом со старыми развалинами на окраине города. Здесь в 30-е годы прошлого века располагался секретный завод НКВД. Ведомство производило компоненты боевых отравляющих веществ кожно-нарывного действия с высокой концентрацией серого мышьяка. После второй мировой военные покинули стратегический объект, а в 1989 году тайну заводских корпусов рассекретили. Тогда и выяснилось: НКВД оставил в наследство горожанам горы токсичных отходов. Позже Свирск занял первое место в области по количеству инвалидов, онкобольных, и смертности.
Владимир Алферов, мэр Свирска:
— Когда мы являлись внутримуниципальным образованием города Черемхово, извините, городу Черемхово, по большому счету, это было не нужно. И есть проблема - нет проблемы. Этот вопрос остро не стоял!
Много лет токсичные отходы воспринимали как геологические запасы страны, ведь из этих химических гор можно извлекать золото. Но чтобы потревожить ценный металл, необходимо создать целый завод, а это оказалось не выгодным. Тем временем, ядовитые отвалы парализовали почву всего Свирска.
Татьяна Степаненко, главный специалист по экологии администрации Свирска:
— На момент последних исследований, которые проходили в 2003 году, оказалось, что почва города заражена мышьяком на всей территории. То есть у нас нет ни одного места, где можно было бы сказать, что здесь безопасно!
В ближайшее время геологам, экологам и медикам предстоит масштабная работа. В районе ядовитых захоронений необходимо провести ряд экспертиз, чтобы узнать: во сколько реально обойдется утилизация отходов? На это потребуется год. И еще столько же для разработки способов уничтожения. А в 2010 году, пообещал мэр Свирска, токсичные отвалы начнут убирать.
Тем временем, в Фонде регионального развития Иркутской области уверены: залежи мышьяка угрожают не только жителям Свирска, но и всему Приангарью.
Татьяна Воронцова, помощник руководителя Фонда регионального развития Иркутской области:
— Когда они уже опустятся до грунтовых вод, до подземных грунтовых вод, это попадет просто в Ангару. Попадет в Ангару, и все, что находится ниже нас по течению - до Братска и ниже, это все попадет в зону отравления. И просто все, что находится ниже нас, начнет вымирать, возможно, даже интенсивнее, чем сам город Свирск.
Текстовая трансляция
[[ card.title ]]

