Уникальный унифицированный автоматический пневматический стояночный тормоз с регулируемой величиной тормозного нажатия УАПСтТ разработали сотрудники локомотивного депо станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Презентация тормозного устройства, которое, по мнению специалистов, произвело переворот в принципах остановки железнодорожного транспорта, состоялась 3 ноября.
Разработчики изобретения, которое пока не имеет аналогов в мире — директор Института повышения квалификации Иркутского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук Виктор Гуляев и слесарь локомотивного депо Геннадий Мельников. Они трудились над системой два года.
Виктор Гуляев, директор Института повышения квалификации Иркутского университета путей сообщения:
— Автоматические тормозные системы, которые сейчас установлены на всех видах железнодорожного транспорта, используют уже 70 лет. Они работают только как оперативные тормоза и не могут долго удерживать состав на месте. Примерно через полчаса происходит утечка воздуха из тормозных цилиндров, и вагоны могут самопроизвольно начать движение.
По словам Виктора Гуляева, для того, чтобы полностью остановить состав, железнодорожники вынуждены использовать дополнительный ручной тормоз и подкладывать под колёса так называемые «башмаки». При остановке поезда на горных участках приходится использовать до 20 «башмаков», что, в конечном счёте, всё равно не гарантирует безопасности. Кроме этого, чтобы состав мог сдвинуться с места, необходим вспомогательный локомотив. На весь этот процесс затрачивается огромное количество времени и труда.
Виктор Гуляев:
— Суть изобретения состоит в том, что мы модернизировали существующий автоматический тормоз, поставив на него специальный запорный клапан с регулятором давления. Это позволило полностью автоматизировать весь процесс торможения. Наш автоматический тормоз способен сколько угодно удерживать давление в цилиндрах. Новинка имеет режимы торможения для горных и равнинных участков пути, в зависимости от тяжести состава. Кроме того, дополнительно в тормозной системе можно использовать механический фиксатор штока тормозного цилиндра, что гарантирует высочайшую степень надёжности.
Патент на изобретение специалисты получили ещё летом 2004 года. Сейчас в одном из цехов локомотивного депо новый тормоз проходит последние испытания. Зимой 2005 года его планируется установить на один из локомотивов, где он пройдёт полевые испытания в условиях холода и повышенной вибрации на разных рельефах местности.
Дмитрий Белехов, главный технолог локомотивного депо станции Иркутск–Сортировочный:
— Новая тормозная система позволит повысить безопасность подвижного состава, а это на железной дороге самое главное. Разработанная система в экстремальных условиях держит воздух до пяти часов, то есть это время поезд гарантированно не сдвинется с места.
Преимущество новой системы тормозов ещё и в том, что для оборудования ими подвижного состава нужно просто модернизировать уже существующую тормозную систему. Их установка на одном поезде обойдется в 10 тыс. рублей и займёт лишь несколько часов, а в конечном счёте сэкономит миллионы.