Бегущим, кажется, тепло, а мне в трех колготках, двух кофтах, пуховике, замотанной шарфом по самый нос — холодно. И это еще никто в ледяной Байкал не нырял. В чем секрет? Я дождалась иркутских моржей в небольшом домике у озера, где располагается их клуб. В помещении влажно от примыкающей бани и угощают горячим чаем с саган-дайля.
— А вы с нами тоже купаться будете? — по-доброму и с вызовом смотрит на меня одна из женщин.
Признаюсь, что боюсь простыть, и грею руки у тепловой пушки. В этот момент в домик заходит руководитель клуба закаливания и зимнего плавания «Прибайкальцы» Андрей Бугай — этакий богатырь с густым басистым голосом. Он присаживается рядом и начинает рассказывать о своем увлечении и людях, которые присоединились к нему за год с момента появления клуба.
Андрей родился на юге России. В детстве, посмотрев телепрограмму «В мире животных», где рассказывали про Байкал, влюбился в сибирскую природу и захотел посетить озеро. Мечта сбылась спустя много лет — наш герой переехал в Иркутскую область. Вот уже восемь лет зимой и летом он купается в Байкале.
— Когда я приехал в Иркутскую область и пошел на Крещение, то увидел, как девчонки молодые и красивые окунаются в ледяную воду. А я, Бугай здоровый, стою и смотрю. Тоже захотелось. На следующий год я трижды купался в проруби, а на второй день сел в машину, поехал на берег Ангары, привязал себя к кустам веревкой, там течение сильное было, и зашел в холодную воду. Приехал домой счастливый.
Андрей почитал о закаливании в интернете, узнал, что рекорд пребывания в ледяной воде для человека — 5 минут, и начал ориентироваться на это время. За пять лет моржевания его личным достижением стали 1,5 минуты в холодном водоеме. Потом он познакомился с другими моржами, узнал, что зимой можно даже плавать на дистанции. Несколько лет тренировок, и километр за 22 минуты — легко.
В 2016 году Андрей решил объединить таких же любителей зимнего плавания, как и он. Людей искал через социальные сети. Сейчас в клубе состоит 30 человек, есть даже морж с 18-летним стажем — Марина Ларичева. Остальные недавно начали, но уже ездят на соревнования и достигают отличных результатов.
— В этом году поехали на первый чемпионат России по зимнему плаванию, там наши девчонки завоевали три бронзовых медали на дистанциях 50 и 100 метров и две серебряные на дистанции 450 метров. Это очень хороший результат, — с гордостью говорит Андрей. — Самая важная из наград у Татьяны Юркиной, которая проплыла 450 метров. Это максимальная и сложная дистанция. Результаты очень хорошие.
Собеседник объясняет, что на Байкале максимально комфортные условия для тренировок и зимой, и летом. Когда лед встает на озере, моржи купаются в притоке Ангары, который не замерзает. В других регионах спортсмены тренируются в 12-метровой проруби, особо не разгуляешься. Кроме того, у иркутян отличная морозоустойчивость.
— Когда я принимал участие в соревнованиях на 450 метров, у нас на дорожке было три человека. После дистанции мы зашли на реабилитацию, одного из нас, Александра Брылина, неоднократного рекордсмена России, колотило по-страшному, а я даже не успел замерзнуть, — признается Андрей. — Привык по километру на каждой тренировке плавать, а у них такой возможности нет.
Честно, удивлена, что клуб такой немногочисленный. Новости про моржей пользуются большой популярностью у иркутян: только и слышно, какие молодцы эти «Прибайкальцы».
— Когда люди нас видят, то сигналят, приветствуют. Но присоединиться боятся. Если бы мы бегали в спортивных костюмах, то, наверное, нас было бы больше, — размышляет руководитель клуба.
В ледяную воду окунаются и двухлетние дети — младшие члены клуба, и пенсионеры. Самому старшему 62 года. Среди любителей зимнего плавания строители, военнослужащие, диспетчеры, которые садят самолеты в аэропорту.
Андрей рассказывает: сначала человек привыкает к холоду — принимает воздушные ванны. Постоял зимой в купальнике, посмотрел на Байкал — и пошел в баню греться. Потом начинаются пробежки на открытом воздухе, затем — купания. Все эти стадии проходят незаметно, а первые купания для начинающего — это и вовсе ни с чем не сравнимые ощущения. От паники перехватывает дыхание, происходит полная дезориентация в пространстве. Страшно, некомфортно, но потом хочется еще и еще. Спустя месяцы человек спокойно плавает в ледяной воде.
Один из членов клуба, Алексей, вспоминает, что когда пришел к «Прибайкальцам», считал людей, способных купаться зимой, супергероями. Сегодня он плавает по 450 метров, а в гидрокостюме легко преодолевает и два километра. Показывает фото с недавнего заплыва — счастливое улыбающееся лицо с застывшими на ресницах льдинками.
Александр, самый взрослый член клуба, пришел закаляться вместе с женой Тамарой, когда увидел сюжет про клуб по телевизору. Не пожалел ни разу.
— Тут как у парашютистов — страшен только первый прыжок, — размышляет морж. — Я сейчас могу остановиться и искупаться в любое время года. Сам живу в Олхе, когда иду на речку, знакомые спрашивают: «Ты что, плавать пошел? Как это так?» А я отвечаю: «Вааай, моржую да моржую. Хочешь, тоже иди купайся».
— А если ногу сведет? — спрашиваю.
— У пловцов такое часто бывает, это нормально, — спокойно отвечает Андрей Бугай. — Главное — понимать, что судорога это не так страшно, не надо паниковать. В этом году мы плыли от Дивногорска до Красноярска 35 километров, за этот путь у меня четыре раза сводило ноги — держался на одних руках. У одного парня на заплыве свело сначала одну ногу, потом вторую, потом руку. Греб одной рукой. На дистанциях у каждого есть буи безопасности. Люди думают, что мы на них спасаемся, на самом деле они нужны, чтобы сопровождающий катер не наехал и можно было посчитать людей.
У «Прибайкальцев» есть амбициозный план на 2018 год. В августе они хотят переплыть Байкал от Ольхона до Гремячинска — это 47 километров — без гидрокостюмов. Заплыв пройдет в формате международной эстафеты, в которой примут участие четыре команды, по десять человек в каждой. В мае начнется отбор пловцов. По плану, четверо участников преодолеют всю дистанцию. В числе приглашенных американка Джейми Монахан, которая в этом году переплыла Женевское озеро — 62 километра, и россиянин, член федерации зимнего плавания «Белые медведи» Олег Чекушкин.
Андрей Бугай с восторгом рассказывает, как организованы сообщества моржей в других городах Сибири. В Красноярске насчитывается семь клубов зимнего плавания, в одном из них — 450 членов. В Тюмени проект спонсирует «Единая Россия», при их поддержке в этом году состоялся чемпионат России по зимнему плаванию. Андрею бы очень хотелось, чтобы и Иркутск стал центром моржевания, но пока поддержки у властей и политических лидеров он найти не может.
— Здание, в котором мы сидим, было все разломано. Ремонт я делал на свою кредитную карточку. Ходил по различным партиям, просил помочь. Там смотрят и спрашивают: «А зачем вам плавать зимой?» Или говорят: «Какие вы молодцы, идите работать». Объясняю, что проводим различные акции, выступаем за здоровый образ жизни, но люди не понимают. Регион попал в десятку самых пьющих, а чиновникам, мне кажется, наплевать на это. Один депутат спросил: «Почему вы плаваете, вы дураки?» Мне посоветовали сходить к другому, говорят, он за здоровый образ жизни. Как оказалось, спортом он интересовался только до выборов.
Пока разговаривали о проблемах, нагрелась баня, некоторые пошли окунаться. Мне дали купальник, сланцы и отправили в парилку. Еще пять минут — и вместе с фотографом Никитой мы спустились по скользкой лестнице в Байкал. Температура воды 1,5-2 градуса, на улице минус 20, ничего не оставалось, как спрятаться от ледяного ветра в озере. Кажется, что вода теплая. Кто-то из «Прибайкальцев» подал мне руку, помог быстрее добежать до бани. «Никто еще после окунаний не заболел», — сказал Андрей Бугай, лихо выплеснув воду на раскаленную печь. В нос ударил свежий запах пихтового масла, но в тепле уже не сиделось. Азарт это или адреналин — сложно сказать. Ясно одно: зимнее плавание — это совсем не страшно.
Екатерина Тимофеева, IRK.ru
Автор фото — Никита Пятков
Это не рупор, это называется - МЕГАФОН.
(не реклама)
Рупор - это просто жестяной конус и всё, без механизации.