В прокат вышел фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина». В главной роли – номинант на «Оскар» Юра Борисов. Нетривиальный байопик с рэп-батлами и откровенными нарядами вызвал противоречивые мнения зрителей. Каким показали «солнце русской поэзии» и почему это кино для школьников — в рецензии IRK.ru.
«Пророк»: песнь о буйной голове. Рецензия на фильм про Александра Пушкина

Скажем сразу: если вы ревностно относитесь к историческим фактам и не любите метафоры, то этот фильм лучше обойти стороной. «Пророк» — рэп-мюзикл, схематично пересказывающий ключевые моменты жизни Пушкина современным языком.
Начинается рассказ со сцен в Царскосельском лицее: первые бунтарства («Африканская кровь!»), первая дуэль, встреча с Державиным. Затем действие переносится в Петербург: начало популярности, покровительство княгини Голицыной и литератора Жуковского, загулы с друзьями, смелые стихи и эпиграммы, роковое предзнаменование гадалки о смерти на 37-м году «от белой лошади или белой головы». Далее – не особо обременительные ссылки, жаркие романы с замужними и свободными дамами, тусовки, муки творчества, дружба с Пущиным, связь с декабристами, противостояние с государем, встреча с будущей женой и пулей Дантеса.
Все это периодически прерывается танцами, словесными дуэлями и монологами под биты. Да, Пушкин тут – рэпер. Прием, на наш взгляд, достаточно удачный, ведь адаптация биографии поэта, жившего 200 лет назад, рассчитана на современного зрителя. Сменяются столетия, мода, язык, но что-то остается неизменным: и в 19-м, и в 21-м веке по Петербургу гуляют молодые и дерзкие ребята, на тусовках и балах выступают певцы свободы, вольнодумцев высылают подальше, а женщины любят тех, кто складно говорит. И поэт Пушкин был для своего времени рэпером, сравнимым ныне с иноагентом Оксимироном.
Прочитав отзывы возмущенных зрителей о недостоверности, посягательстве на святое и глумлении над «нашим всем», хочется спросить: неужели кто-то может воспринимать «Пророка» так серьезно? Яркие декорации, не соответствующие эпохе костюмы, простоватые диалоги, пейзажи как из компьютерной игры, гротескное изображение персонажей – все это кричит о том, что фильм не претендует на воссоздание эпохи.
Да, Наталья Гончарова и графиня Воронцова не могли носить такие откровенные наряды, дворяне тогда выражались иначе, не показана ключевая фигура в жизни поэта — няня, а Исаакиевский собор, мелькнувший в кадре, и вовсе был достроен после смерти Александра Сергеевича. И это – нормально, ведь «Пророк» — не документальный фильм, а авторская интерпретация мифа о Пушкине.
В картине много музыкальных номеров и метафор, порой гротескных. Например, сцена с бушующим морем вдохновения смотрится как будто из диснеевского мультика, а светские вечера выглядят как бал у сатаны. Интересна сцена после титров (как будто из вселенной Marvel), когда к Жуковскому подходит молодой поэт, в котором сразу угадывается Лермонтов.
В телевизионной программе «Что? Где? Когда?» есть негласное правило, если знаток не знает ответ на литературный вопрос, надо отвечать: «Пушкин», не ошибешься. Александр Сергеевич уже давно превратился в памятник, влитый в учебник, притчу во языцех, мем и «наше все». А ведь за страницами поэм и стихов, повестей и сказок стоит удивительная судьба поэта, отражающая эпоху. В «Пророке» практически нет стихов самого Пушкина, только упрощенные моменты биографии. Наверное, тут сработало правило: личность автора от его творчества надо отделять.
Кстати, предсказание Пушкину смерти на 37 году жизни – «от белой лошади или белой головы» — реальный факт. Такой прогноз поэту дала популярная в то время петербургская гадалка Александра Кирхгоф. Всегда считалось, что предсказание – верное, ведь Дантес был блондином, но в «Пророке» его сделали брюнетом.
Однако в сцене, когда раненного Пушкина несут к карете, его кудри покрыты снегом — вот и белая голова. Создатели фильма намекают, что Пушкин сам навлек на себя смерть – своим крутым нравом, вспыльчивостью и ревностью. К тому времени список его дуэлей давно перевалил за двузначное число, так что такая версия вполне оправдана.
Пророчим всплеск интереса к творчеству Пушкина у школьников, ведь подростки любят бунтарей. Хулиган, любимец женщин, верный друг, готовый выйти «раз на раз» с любым оппонентом – ролевая модель для юных умов. Наверняка режиссер — 30-летний Феликс Умаров — такую цель и преследовал. Умаров — выпускник ВГИКА, ранее снимал рекламные ролики для модных и спортивных брендов. Такой же молодой и дерзкий, как Пушкин в свое время. Поэтому рэперское хулиганство ему можно простить.
Жаль только, что в погоне за новизной формы режиссер немного потерял содержание. Главный минус – слабый сценарий и отсутствие выраженного конфликта. Не очень яркие антагонисты, не особо драматичные противостояния. Кажется, что поначалу Пушкин борется против цензуры и правил, за свободу и за друзей, а потом цели борьбы мельчают: ревность, кухонные разборки, салонные сплетни.
Из плюсов отметим актерский состав. Большинство главных ролей исполнили молодые и еще не надоевшие артисты, что пошло на пользу картине. Из известных актеров, кроме вездесущего Юры Борисова, тут Аня Чиповская в роли роковой графини Воронцовой, Светлана Ходченкова в образе гламурной графини Голицыной, и Илья Любимов в роли мудрого Василия Жуковского.
Многим не понравилась Наталья Гончарова в исполнении Алены Долгаленко, но ведь именно такой образ жены Пушкина и живет в народе: легкомысленная, юная, красивая, светская, погубившая своим кокетством наше литературное достояние.
Конечно, всех интересует, как Юра Борисов справился с ролью Пушкина, если он всегда играет простых русских пацанов, душевных гопников? На наш взгляд, отлично, ведь в «Пророке» он играл не великого поэта, а обычного человека, неидеального, страстного, страдающего от своего дара, равно как и от долгов, неоцененного при жизни. Весь фильм – очень темный, и свет пробивается только в конце, показывая, что солнце русской поэзии взошло только после смерти Пушкина. В общем, нет пророка в своем Отечестве.