14 января в иркутский прокат вышел фильм «Чудо-женщина: 1984». Зритель блокбастера по комиксу привык получать с экрана немного другие морально-этические установки.
«Чудо-женщина: 1984» — феминизм с человеческим лицом

Принцесса амазонок Диана Принс (Галь Гадот) подрабатывает в американском музее, изредка ловит недотёп-грабителей по торговым центрам, но в основном выпивает и в одиночестве грустит по возлюбленному Стиву Тревору (Крис Пайн). В самые томительные моменты в кадре на заднем фоне мелькает пронзающий небеса Монумент Вашингтону.
В музее появляется новая сотрудница — неуклюжая и несколько карикатурная Барбара (Кристен Уиг), которая испытывает подобие религиозного экстаза перед Дианой и хочет непременно стать её лучшей подругой, а ещё лучше — такой же, как она. Тут, как на беду, среди музейных экспонатов обнаруживается волшебный камень (поменьше Монумента, но тоже неоднозначной формы), исполняющий сокровенные желания.
Первая «Чудо-женщина» в 2017 году спасла репутацию фильмам о женщинах-супергероях, которые до того момента стабильно и грандиозно проваливались, утягивая за собой целые голливудские кинокарьеры. Так было, например, с Холли Берри и «Женщиной-кошкой». Кроме того, картина фестивальной женщины-режиссёра Пэтти Дженкинс вывела из небытия супергеройскую франшизу DC, куда ее завела киностудия братьев Уорнеров и куда-то запропастившийся гений Зака Снайдера.
Основной удачей проекта была Галь Гадот: актрису извлекли из «Форсажа», переодели в боевой костюм с мини-юбкой, декольте и диадемой. Пригляделись: «Ух ты, да это же новая икона феминизма!». Момент курьёзный и неоднозначный, но если все феминистки мира будут хоть чуточку такими, пусть этот ваш феминизм поскорее наступает.
«Чудо женщина» оставалась всё тем же неповоротливым DC-шным блокбастером, но бесконечное обаяние Галь Гадот словно укутывало зрителя в мягкий пуховый свитер, пахнущий любимыми духами. Прошу тебя, ничего не говори, просто дай быть рядом и на тебя смотреть.
Впрочем, тащить всю франшизу оказалось ношей непосильной даже для Гадот. Ничего по-настоящему значительного в судьбе вселенной «Лиги справедливости» после 2017 года так и не случилось.
Продолжение оказалось заложником обстоятельств. Сначала пандемия коронавируса заставила переносить дату релиза, а под конец года руководство Warner Bros. решило поставить на картине смелый эксперимент — премьера двухсотмиллионного блокбастера состоялась на стриминговом сервисе HBO Max.
Что-то пошло не так, и первые достаточно воодушевляющие отзывы западных зрителей быстро сменились потоком разочарований. «Чудо-женщину: 1984» упрекают в затянутости, медлительности, вменяют ей малое количество экшн-сцен, укоряют за невзрачных злодеев, критикуют за сценарные дыры и трехгрошовую драму в сюжете.
Негативные отзывы плавно перетекают и в российское медиа-пространство — фильм откровенно ругают, правда, не всегда обоснованно и не всегда по делу. Сиквел получился совершенно не эпичным по размаху, во всех отношениях приземлённым, по-доброму наивным и старомодным. При этом «Чудо женщина» сохранила своё искреннее обаяние.
Картина в рамках вселенной DC стала таким уютным «филлером» — необязательной частью повествования, никак не влияющей на остальной сюжет и сильно выбивающейся из привычного шаблона супергероики. Что уж говорить, если даже вместо сцены после титров, обычно перекидывающей мостик к следующему фильму, здесь милое и душевное камео.
История полностью сосредоточена на душевных переживаниях героини и непростом выборе, который ей необходимо сделать, чтобы отпустить прошлое и воспарить над житейскими обстоятельствами. Мир нужно спасать не от поднадоевших фантастических сил зла, а от вполне реалистичного афериста-неудачника Максвелла Лорда (в нем зритель с трудом узнаёт перекрашенного Педро Паскаля), чья нефтяная пирамида была на грани краха, пока предприимчивый Лорд не оценил перспективы того самого исполняющего желания камня.
Лорд становится гротескной пародией на пустоголового дельца, готового ради выгоды и погони за личным успехом уничтожить мир. За натужной клоунадой Паскаля проглядывается образ нынешнего американского президента, а когда Лорд ненароком учиняет беспорядки в Вашингтоне и врывается с погромом в Белый дом, «Чудо-женщина» неожиданно превращается в выпуск новостей прошлой недели.
От всего этого отдаёт не просто разочарованием в капитализме, а разочарованием в базовых национальных ценностях. Рейгановские 80-е выбраны в качестве контекста столь же не случайно (и уж точно не из-за моды на эпоху, на что напирают хейтеры), как и поля бессмысленных сражений Первой мировой в прошлом фильме.
«Мои желания превыше всего», — говорил персонаж Теодора Драйзера, герой своего времени и капиталист до мозга костей. Спустя столетие Пэтти Дженкинс через кинокомикс — самый массовый на сегодня канал передачи информации — заявляет нам: откажись от своих желаний. Буддистская концепция становится основной идеей фильма и единственной (а может быть и последней) возможностью развеять затуманивший разум морок.
Зритель блокбастера по комиксу привык получать с экрана немного другие морально-этические установки, поэтому «Чудо женщину» ждёт неблагодарная участь. Ещё в первой части было понятно, что недалёкое человечество недостойно божественной Дианы, второй фильм призван убедить в этом окончательно.
Нужно ли богиням одобрение неразумной паствы — вопрос другого рода. Да и вообще, что такое признание, красота, деньги, власть, могущество, успех и популярность, если рядом нет тебя?
Смотрите фильм «Чудо-женщина: 1984» в кинотеатрах Иркутска с 14 января 2021 года. Расписание и билеты — в Афише IRK.ru.