В прокате продолжает идти «Солнцестояние» — совсем не страшный, но как бы глубокомысленный фильм ужасов.
Фильм «Солнцестояние»: смотреть или не стоит?
У девушки Дени (Флоренс Пью) погибла семья, вследствие чего её бойфренд Кристиан (Джек Рейнор), давно планирующий подругу бросить, из жалости всё-таки не бросает — и даже увозит с собой в Швецию. Там Кристиан и его друзья-антропологи планируют изучать жизнь загадочной сельской общины, практикующей страннейшие ритуалы. Дени это путешествие действительно отвлечет, ибо всё, что она видела и пережила до этого, покажется цветочками.
Сценарист и режиссёр Ари Астер обратил на себя внимание в прошлом году, когда вышел его дебют «Реинкарнация» — перехваленный, хотя и запоминающийся хоррор. Там всё было более-менее по правилам, в традициях жанра: нежить, приходящая по ночам; злые мёртвые дети против добрых живых детей; страшные старухи, спириты, скримеры.
В этот раз воодушевлённый похвалами Астер решил, наоборот, нарушить правила — снять максимально нетипичный, неортодоксальный, «неправильный» хоррор. При всех оговорках, с этой задачей он справился, чем, несомненно, приобрёл себе много поклонников. Но, пожалуй, ещё большее количество зрителей надолго отпугнул от своего творчества.
Начнём с того, что почти всё действие «Солнцестояния» в полном соответствии с заголовком разворачивается при ярком солнечном свете. Оригинальный ход для фильма ужасов? А то! Вот если бы ещё он получился хоть самую малость страшным… Но нет, мы, кажется, требуем невозможного, это было бы уж слишком. В художественной смелости автору в любом случае не откажешь.
Более традиционная «Реинкарнация», кстати, была не на шутку жуткой. А «Солнцестояние» с его полным отсутствием всерьёз пугающих сцен напоминает столь же «антистрашный» ужастик этого года — «Мы» Джордана Пила. Но в «Мы» хоть всё традиционно темно, а этот Астер вон что творит?! Солнечных зайчиков в глаза зрителям пускает и, кажется, всерьёз думает, что они жмурятся вовсе не по этой причине, а от нестерпимого страха.
Когда-то один из очевидных кумиров Астера, великий Кубрик, взялся экранизировать «Сияние» Стивена Кинга с намерением снять самый страшный фильм в истории. Это у него не вышло, но получился шедевр киноискусства. Что-то подобное в миниатюре повторил Астер, вместо хоррора выдав обманчиво многозначительную ленту-загадку, которая наверняка приобретёт статус культовой и долго ещё будет расшифровываться энтузиастами.
К пресловутому «Сиянию» в «Солнцестоянии» есть ряд неявных отсылок. Впрочем, сколько бы режиссёр ни старался хоть каким-то бочком прислониться к Кубрику, на роль кинематографических предков «Солнцестояния» куда больше годятся другие картины — вполне традиционные фильмы ужасов 60-х—70-х, повествующие о диких провинциальных ритуалах, такие как «2000 маньяков» и «Плетёный человек».
Почему-то об этих весьма достойных произведениях Астер в своих интервью помалкивает, зато не упускает возможности отвесить эстетский поклон британскому режиссёрскому дуэту Пауэлл–Прессбургер, в середине века снявшему ряд признанных шедевров авторского кино. Так вот ты куда, Астер, метишь — в «авторы», в мэтры! Чего ж тогда на территорию хоррора полез? «Что дозволено Кубрику, то не дозволено быку» — слышал такое, нет?
Ещё в «Реинкарнации» было заметно, что сценаристу-режиссёру несколько тесно в рамках жанрового кино. «Солнцестояние» уже вовсю переливается бликами того, что можно назвать высокой кинематографической культурой: «вылизанной» картинкой, симметричной выстроенностью каждого кадра, длинными планами и медитативными молчаливыми сценами а-ля Тарковский. Плюс позаимствованная у престижнейших режиссёров современности манера уклоняться от прямых ответов, забрасывать зрителя принципиально непостижимыми визуальными метафорами, снимать «детективы без разгадок» и прибегать к открытым финалам.
«Кровавая баня» здесь тоже, конечно, будет, но чуть ли не в качестве уступки низким вкусам рядового зрителя, охочего до жестокости. Видно, что самому режиссёру такие сцены уже не очень интересны в силу их прямолинейности.
Основной хронометраж очень длинного (и, как следствие, затянутого и скучного) фильма посвящён эпизодам чисто этнографического толка. Астер явно наслаждается своей тонкой издевкой, делая вид, что снимает реальный документальный фильм о жизни никому не известной североевропейской секты.
«Что я только что посмотрела?!» — в недоумении воскликнула едва совершеннолетняя девушка с соседнего ряда, когда поползли финальные титры. Знала бы она, что для режиссёра Астера такая реакция — высшая похвала его творению. Что ж, с пристойным оператором, вдумчивым композитором, креативными художниками, старательными актёрами почему бы и не снимать аналогичные творения? Хоть по два в год можно «клепать» — охотники дивиться да восторгаться всё равно найдутся.
Расписание и билеты в кино — в Афише IRK.ru. А вы уже посмотрели фильм «Солнцестояние»? Как впечатления?