На экраны вышел фильм Гильермо дель Торо «Форма воды».
Амели в аду, или Немое восстание против правил

1962 год, разгар холодной войны между СССР и США. Элайза (Салли Хокинс) работает уборщицей в секретной научной лаборатории, куда привозят человека-амфибию. Девушка влюбляется и отчаянно пытается спасти существо.
Прежде чем выйти в прокат, фильм от мексиканского мистификатора Гильермо дель Торо «Форма воды» хорошенько погремел на фестивалях. И помимо жирных наград (два «Золотых глобуса», главный приз Венецианского фестиваля, победа в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура» на американской кинопремии «Выбор критиков») знатно оброс ярлыками. С чем только ни сравнивали картину: и со сказкой о красавице и чудовище, и с беляевским «Человеком-амфибией», и с американским фильмом ужасов «Тварь из чёрной лагуны» 50-х годов.
Однако в большей степени атмосфера картины (милая сердцу ретро-музыка, прелесть хрупких персонажей, страдающих от одиночества и по разным причинам не принятых обществом) напоминает скорее бессмертный фильм «Амели». Только своих странных героев — немую уборщицу Элайзу из научной секретной лаборатории, её темнокожую подругу (Октавия Спенсер), пожилого соседа-гея (Ричард Дженкинс), русского шпиона-учёного (Майкл Стулбарг) и самого человека-амфибию (Даг Джонс) — Гильермо дель Торо поместил в куда более жестокий мир, взяв в руки не ванильно-розовые краски, а густые синие, серые и зелёные.
Стоит отметить, что краски эти положены виртуозно. Именно благодаря внятной цветовой гамме на протяжении всего фильма зритель будто погружён под воду. Где бы ни происходило действие — в квартире героини, на улице, внутри лаборатории — мы видим на экране преобладание исключительно морских цветов. На этом фоне Элайза сама будто плавает, как прекрасная рыбка, мимо вещиц, которые так или иначе связаны с водой.
Цвет меняется только в квартире начальника охраны Стрикленда (Майкл Шеннон) — там всё ядовито-оранжевое. «Я ненавижу зелёный» — заявляет герой, покупая машину. Ясно-понятно, кого должны ненавидеть мы. Красного тоже много, он заметен и в оранжевом, и в зелёном мире: любовь, страсть и мука присутствует всюду.
Несмотря на то, что центральная линия сюжета принадлежит Элайзе и амфибии, все персонажи, и главные и второстепенные, воспринимаются в едином ансамбле. Выделить кого-то сложно. Каждый со своей тихой драматической историей и светлой болью. В этом, безусловно, заслуга актеров и, говоря о человеке-амфибии, ещё и художников: герой выглядит вполне реалистично, не вызвал ощущения карнавальности (не зря над костюмом трудились около девяти месяцев).
Необходимо отметить также, что действие картины происходит во времена холодной войны. И это вроде бы и важно, так как именно тогда люди с особенной страстью верили в мечту: США в свою, а мы в свою, и были слепы к по-настоящему важным вещам. Однако, вникая в картину, понятно: с тех пор мало что изменилось, поэтому историческая составляющая весьма условна.
«Форма воды» — это, в сущности, сказка. Однако тон автора картины с первых кадров настолько жесток и реален, что сложно не воспринимать происходящее всерьёз. Пожалуй, единственное, за что следует упрекнуть фильм, так это за излишнюю прямолинейность и надавливание буквально на все болевые точки, вызывающие трепетные чувства.
Это, кстати, крайне нехарактерная для мексиканского режиссёра черта. Обычно он, напротив, оставляет зрителя слегка голодным. Но, очевидно, тема униженных и оскорблённых настолько трогает дель Торо, что мастер захотел выразиться максимально понятно.
В одном из интервью режиссёр отметил, что любит монстров с раннего детства, в другом — что сам монстр. Так что фильм вполне можно считать автобиографией.
Расписание фильма «Форма воды» в иркутских кинотеатрах смотрите в Афише IRK.ru.