С 7 декабря в кинотеатрах показывают фильм «За пропастью во ржи» о нескольких годах из жизни великого писателя Джерома Дэвида Сэлинджера.
Фильм «За пропастью во ржи»: а был ли Сэлинджер?
Крупные режиссёры неохотно обращаются к жанру биографии. За годы существования кино этот жанр себя скомпрометировал. Пожалуй, уже не осталось великих людей прошлого, про которых не сняли бы пошлую картину. Настал черёд Сэлинджера.
Сэлинджер (Николас Холт), как и его герой Холден Колфилд из романа «Над пропастью во ржи», противостоит всей пошлости, что его окружает. Он был сложным человеком, но, вероятно, главным писателем США за весь прошлый век (если не считать Набокова, который всё-таки не вполне американский автор). Из биографии такой колоритной и культовой личности мог бы получиться хороший фильм. Но не сложилось.
Однажды Сэлинджер запретил экранизировать свои произведения. Но писателю не удалось позаботиться ещё и о запрете съёмок собственной биографии. И можно только порадоваться, что «За пропастью во ржи» вышел не при жизни писателя.
В оригинальном переводе картина называется «Бунтовщик во ржи», отсылая к названию не только хрестоматийного романа, но и почти столь же хрестоматийного фильма «Бунтовщик без причины», вышедшего в те же годы, что и книга «Над пропастью во ржи». В данном случае бунтовщиком является сам Сэлинджер, который, по мысли авторов, ничем не отличался от Холдена Колфилда.
Сэлинджера отождествили с его персонажем. Даже на вопрос: «Почему ты пишешь?» писатель отвечает совершенно в духе своего Колфилда: «Потому что в жизни очень многое меня злит».
Злость руководила пером гениального автора — вот, значит, как! Фильм переполнен подобными пустыми фразами — красивыми, но совершенно примитивными. Вот, например, какой ценный совет дает начинающему автору мудрый мистер Бернетт: «Представь книгу, которую ты хотел бы прочитать, а потом проживи её». Авторы даже не постеснялись сделать это слоганом картины.
Пожалуй, лучшее, что есть в фильме — это персонаж Уит Бернетт в выразительном исполнении Кевина Спейси. К сожалению, его очень быстро задвигают на задний план (то же самое происходит сейчас с актёром Спейси в его жизни и карьере), а на первый выходит Сэлинджер, которого вяло и неестественно пытается изображать Николас Холт. Что заставило создателей пригласить на главную роль именно этого актёра, остаётся загадкой. Холт не только не блещет талантом, но и ничуть не похож на своего героя.
Режиссёром фильма выступил дебютант Дэнни Стронг, главное достижение которого на сегодняшний день — написание сценариев к двум сериям «Голодных игр». Есть что-то чрезвычайно неприятное в самом факте того, что о жизни гения взялась рассказывать посредственность — по-другому охарактеризовать этого Стронга и не выйдет. Его работа невыносимо тосклива и беспросветно уныла от первого до последнего кадра.
Странно, что подобное кино вообще выпустили на большие экраны. И по бюджету, и по качеству, и по своей сути это телевизионный продукт, причём среднего пошиба. Скорее даже телеспектакль, чем телефильм. Разве что сцены сменяют друг друга довольно быстро, но почти все они представляют собой банальные диалоги в четырёх стенах. Банальные во всех отношениях — и в сценарном, и в постановочном, и в исполнительском.
Тем, кто действительно интересуется личностью и жизнью великого писателя, стоит предпочесть этому фильму документальную картину 2013 года «Сэлинджер». Та лента не только во много раз информативнее, но и гораздо художественнее. Одно утешение: поделки подобного уровня забываются в одночасье, будто их и не было.
Расписание фильма «За пропастью во ржи» смотрите в Афише IRK.ru.