В прокат вышел фильм «Тор: Рагнарёк» – семнадцатый в обширной марвеловской вселенной и третий в микровселенной Тора-громовержца.
Рецензия «Тор: Рагнарёк»: реальные боги
Пока бог обмана Локи (Том Хиддлстон) наслаждается преступно захваченной властью в родном Асгарде, его сверхположительный брат — бог грома Тор (Крис Хемсворт) — узнаёт, что миру в скором времени грозит полнейший Рагнарёк (то есть конец богам и всему сущему).
Предотвратить такую напасть будет непросто, ведь в Асгарде вслед за Локи внезапно воцарилась злющая богиня смерти Хела (Кейт Бланшетт), первым делом выдворившая Тора в далекий космос. Тор оказывается на убогой варварской планете, где его вынуждают сражаться на гладиаторском ринге не с кем иным, как с Халком (Марк Руффало). Разумеется, после первого же боя эти двое замышляют дерзкий побег.
Возрадуемся: третья серия «Тора» неожиданно пошла по дорожке, протоптанной не первыми двумя частями, а скорее дилогией «Стражи Галактики». Вплоть до сего дня «Стражи» были самой забавной и легковесной из марвеловских экранизаций. «Тор: Рагнарёк» во многом наследует именно ей — и это лучшее, чего можно было ожидать от данного триквела.
Ведь поначалу франшиза «Тор» выглядела неважнецки даже на фоне всей прочей марвеловской мути. Первую часть саги о скандинавском боге поставил английский режиссер-интеллектуал Кеннет Брана, до того экранизировавший чуть ли не половину полного собрания Шекспира. В итоге даже многие фанаты «Марвела» посчитали фильм тяжеловесным и неестественно патетичным (хотя свои деньги он заработал). Снимать вторую часть доверили сериальной посредственности Алану Тейлору. Получилось чуть более живо, но уже совсем не мощно.
Сцена из фильма «Тор: Рагнарёк». Фото с сайта www.film.ru
Сцена из фильма «Тор: Рагнарёк». Фото с сайта www.film.ru
К третьей части продюсеры, видимо, поняли, что хватит бросаться из крайности в крайность — и ангажировали ставить «Рагнарёк» аккурат того, кого надо было. А именно — новозеландского режиссера-балагура Тайку Вайтити, три года назад ошеломившего мир своими «Реальными упырями» — едва ли не самой удачной комедией десятилетия.
Под руководством Вайтити изначально пафосная франшиза обернулась сущим шапито-шоу и цирком с конями. Картина просто-таки доверху наполнена шуточками и приколами, тогда как сантиментов и страданий не ощущается в ней вовсе.
Таким ходом «Марвел» уже второй раз поправляет свой не больно-то устойчивый авторитет. Убойные «Стражи Галактики» вышли именно тогда, когда после фильма «Первый мститель: Другая война» многие зрители заканючили, что они устали от патетики, «серьезных щей» и сплошных нахмуренных бровей в марвел-фильмах. Это было резонно: в конце концов марвеловцы занимаются экранизациями своих безмозглых комиксов, а вовсе не адаптациями того же Шекспира.
«Тор: Рагнарёк» в свою очередь выходит вскоре после картины «Человек-паук: Возвращение домой», где с шутками и легкомыслием всё тоже обстояло не слишком хорошо. В третьем же «Торе» и шутки достойные (по крайней мере многие из них) и легкомыслие самого похвального толка — ненатужное, естественное.
Только такой подход и мог спасти эту сказочку про скандинавских богов. Неужели кто-то из зрителей способен по-настоящему близко к сердцу воспринимать патетические приключения, происходящие в настолько условном пространстве? Тайка Вайтити принялся самозабвенно вышучивать всю эту условность — и круче, понятно, выдумать не мог.
Собственно, всякий комикс — это по определению необязательная небылица. Тем не менее киношники нередко предпочитают экранизировать комиксы со звериной серьезностью. Отсюда и неприятие самого этого жанра огромной массой зрителей, число которых год от года лишь растет.
Но именно такие люди, как Вайтити, не позволяют жанру окончательно заглохнуть. Тайка, пожалуй, наиболее интересный и неординарный режиссер из всех, которые снимали фильмы для марвеловской вселенной. Даже Джеймс Ганн не чета этому Тайке. «Тор: Рагнарёк» однозначно лучше «Стражей Галактики 2», в процессе работы над которыми хваленый Ганн явно несколько подустал.
Если во второй части «Стражей» слишком многие сцены откровенно выпадали из стилистики разудалой комедии, в которой была выдержана первая серия, то в картине «Рагнарёк» подобных чуждых, инородных эпизодов просто нет. Даже в экшен-эпизодах «Тора 3» юмористический элемент имеет непривычно сильные для обычных марвеловских опусов позиции. Записной озорник Вайтити взялся за дело столь непосредственно, что у зрителя третьего «Тора» с самого начала не остается сомнений: «темным рыцарством» его здесь кормить не станут.
Причем в этом фильме всё настолько динамично, что как-то даже забываешь всплакнуть по исчезнувшей из франшизы Натали Портман. Тем более что, не удостоившись поработать с этой прекрасной актрисой, Вайтити уговорил сняться другую звезду — Кейт Бланшетт, не менее именитую и талантливую, чем Портман. В образе рогатой злодейки Кейт напоминает Анджелину Джоли в роли Малефисенты, но только лишь внешне. Внутренне же богиня Хела —– сущая Сатана женского пола.
Локи же на фоне такой Хелы превратился едва ли не в положительного персонажа. Его непростые взаимоотношения с родным братцем наконец-то приобрели необходимую интонацию комического соперничества — то совсем шутливого, то почти нешуточного. Кажется, почерк создателя «Реальных упырей» более всего заметен именно в этих сценах.
Помимо всего вышесказанного, «Рагнарёк» — первый фильм, в котором по-настоящему интересно смотреть на Халка. Впрочем, мог ли автор самого человечного в истории фильма про вампиров с оборотнями не облагородить еще и мускулистого зеленого монстра? Только у Тайки Вайтити такое и могло выйти.
Фильм «Тор: Рагнарёк» показывают в иркутских кинотеатрах с 3 ноября. Смотрите расписание в Афише IRK.ru.