В прокат вышла отличная картина с Томом Крузом — занимательная, забавная и основанная на реальных событиях трагикомедия.
«Сделано в Америке»: кинороман из жизни контрабандистов
В конце 1970-х американский пилот гражданской авиации Барри Сил (Том Круз) промышлял мелкой контрабандой, но был пойман за руку и завербован скользким типом из ЦРУ (Доналл Глисон). Теперь Барри фотографирует для родной разведки лагеря повстанцев в Латинской Америке. Затем он начинает перевозить оружие для тех латиносов-боевиков, которые угодны родному режиму. А в конце концов, Сил связывается еще и со знаменитым колумбийским наркобароном Пабло Эскобаром, и берется доставлять на родную землю запрещенные вещества.
После провальной «Мумии» Том Круз реабилитировался самым оперативным образом — его следующий фильм «Сделано в Америке» достоин войти в десятку лучших картин с участием этого актера.
Режиссером выступил Даг Лайман, ответственный за «Грань будущего» — еще одно очень удачное кино с Крузом. И, как и там, герой Тома в «Сделано в Америке» довольно нетипичен для данной суперзвезды.
Иными словами, Барри Сил в крузовском исполнении хотя и предельно обаятельный, но очень неоднозначный персонаж. Рискующий жизнью секретный агент и одновременно подлинный преступник, ставящий на кон свою свободу и доброе имя. Примерный семьянин, но алчный и беспринципный авантюрист. Не употребляет наркотиков, однако не гнушается способствовать их распространению.
И тема наркотиков, и особенно мотив моментального зарабатывания огромных денег роднят «Сделано в Америке» с великим фильмом «Волк с Уолл-Стрит». Только режиссер Лайман, понятно, и на 20 процентов не Скорсезе. Ну да ведь мегашедевров от Дага никто и не ждет. Зато есть смысл рассчитывать на очень хорошее кино в его постановке, и эти ожидания уже который раз оправдываются.
С голливудскими «волками» Томом Крузом и Леонардо Ди Каприо несколько другая история. На сегодня это, пожалуй, главные американские кинозвезды. Выгодное их отличие от не менее раскрученных коллег в том, что и Том, и Лео по-настоящему разборчивы в поступающих к ним предложениях.
Общепризнанное же различие Ди Каприо и Круза – в их лицедейских талантах. Первый считается выдающимся актером, второй – средним. Отчасти это справедливо, но не стоит упускать из виду еще одну важную для всякого экранного артиста характеристику — киногеничность. А в этом отношении Тому Крузу трудно найти равных — уж его-то по-настоящему на все сто процентов «любит камера».
Вот только «Оскары» за киногеничность не раздают. Поэтому если Лео после «Волка» вправе был рассчитывать на золотую статуэтку, то Том после «Сделано в Америке» едва ли будет уповать хотя бы на номинацию. А между тем смотреть на Круза в роли жуликоватого пилота Сила почти так же увлекательно, как на биржевого жулика Белфорта в исполнении Ди Каприо.
Если вспомнить совсем недавнее кино, в фильме Дага Лаймана можно обнаружить некоторое сходство с прошлогодней картиной «Парни со стволами». Это тоже трагикомедия по мотивам реальных событий, связанных с оружейными махинациями.
Лайман с блеском продемонстрировал умение делать захватывающее кино не только при наличии 180-миллионного бюджета (как в случае «Грани будущего»), но и «всего лишь» с 50-ю миллионами на всё про всё (именно такова смета фильма «Сделано в Америке»).
Бойкая ручная камера уругвайского оператора Сесара Чарлоне обеспечивает ленте в кои-то веки оправданную «репортерскую» интонацию. А еще более бойкий монтаж сам по себе придает картине о реальных (и не очень-то на самом деле веселых) событиях перманентную ироническую интонацию. Не говоря уже о том, что явные и действительно смешные шутки и без того присутствуют в каждой сцене. Что совсем приятно, остроумие этого фильма в большей степени визуальное, чем вербальное: в нынешнем кинематографе днем с огнем подобного не сыщешь.
Обратите особое внимание на виртуозный эпизод примерно в середине фильма, построенный на клиповом монтаже и озвученный озорным попурри из классической музыки. Сцены, столь же насыщенные чистейшим кинематографическим удовольствием, пожалуй, были еще только в одном из фильмов текущего года — «Малыше на драйве» Эдгара Райта.
И, повторяя уже обнародованную в рецензии на того «Малыша» мантру, ваш придирчивый обозреватель готов назвать «Сделано в Америке» второй нестыдной и достойной мейнстримной картиной 2017 года. Очевидно, кинорецепт «дешево и сердито» работает в наше время куда эффективнее приевшейся формулы «дорого и пышно».
Фильм «Сделано в Америке» показывают в иркутских кинотеатрах с 5 октября. Смотрите расписание в Афише IRK.ru.