В прокат вышел «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел картины 1982 года, так сильно перед ней преклоняющийся, что язык не повернётся назвать его самостоятельным.
«Бегущий по лезвию 2049»: снится ли Райану Гослингу Харрисон Форд?
Рик Декард (Харрисон Форд) — легендарный охотник за головами репликантов, ныне успешно скрывающийся от мира. Его местонахождение неизвестно никому. Молодой агент Кей (Райан Гослинг) — один из тех, кто нынче выполняет ту же работу, которой когда-то был занят Рик. После очередного неприятного задания Кей обнаруживает странные останки и докладывает о находке начальству. Это происшествие запустит цепь других мрачных событий и в конце концов выведет Кея на его престарелого коллегу Декарда.
Оригинальный «Бегущий по лезвию», снятый в 1982 году Ридли Скоттом, остался в истории как первый и главный (а может, и единственный) представитель жанра «футуристический нуар». Тогда фильм провалился в прокате, но с годами приобрёл такую славу, что сейчас считается культовым и эпохальным.
Первый «Блэйдраннер» фактически опередил своё время, став предтечей киберпанка и заложив фундамент для всей антиутопической кинофантастики на 35 лет вперёд. Сегодня прекрасно видно, что сам рецепт этой картины не мог не сработать, пусть даже с опозданием.
В основу был положен роман культового фантаста Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». В фильме сыграли импозантные звёзды Харрисон Форд и Рутгер Хаэур — оба пребывали тогда на пике формы. В расцвете сил находился и режиссёр, аккурат перед этим снявший наилучшую ленту в своей карьере — «Чужого». Кроме того, «Бегущий» был озвучен незабываемой музыкой электронного гуру Вангелиса, которая идеально легла на депрессивные виды ночного Лос-Анджелеса образца 2019 года.
В новейшем сиквеле, поставленном канадцем Дени Вильнёвом, всех этих достоинств нет и в помине. Однако нет и никаких других. Вильнёв очень аккуратно, с придыханием и сердцебиением изготовил продолжение одной из главных кинореликвий собственного детства. По сути, это та же операция, которую в 2015 году проделал Джей Джей Абрамс, сняв «Звёздные войны: Пробуждение cилы». Но то, что более или менее сработало в случае легкомысленной космической оперы, не «выстреливает» на поле тяжеловесной философской фантастики.
Для Дени Вильнёва постановка «Бегущего-2049» может стать этапной. Если фильм окупит свой 185-миллионный бюджет, ему смогут доверить всё что угодно — от «Бэтмена» до тех же «Звёздных войн». И это окончательно убьёт канадца как режиссёра со своим сложившимся почерком.
«Бегущий по лезвию» — первый сиквел в фильмографии Дени и уже поэтому наименее интересная его работа. И про почерк здесь говорить не приходится. Что-то подсказывает, что у мистера Скотта это продолжение вышло бы точно таким же.
Вот ведь какой любопытный поворот в творческом росте Вильнёва! Раньше он метил в новые Финчеры, теперь — в Ридли Скотты. Ну что же, расти вниз — тоже вариант, пусть и негативный. Впрочем, для кого-то в том факте, что «скотты» зарабатывают больше «финчеров», содержится один только позитив.
С другой стороны, про первого «Бегущего по лезвию» можно сказать то же самое: у Дени Вильнёва он получился бы таким же, как у Ридли Скотта. Поэтому при желании «Бегущего-2049» можно расценить как типичный фильм Вильнёва. Тем более закономерный после его прошлогоднего «Прибытия» — мутной, но не агрессивной фантастической притчи про пришельцев.
Натяжек, поддавков, перегибов и дефицита хорошего вкуса хватает в любой картине Дени Вильнёва. Но почти каждая из них чем-то подкупает: тягучей атмосферой, умением внушить зрителю тревогу, перманентной недосказанностью (с обязательным побочным эффектом — зрительским разочарованием после дотошной расстановки всех точек над «i» в финале). И в «Прибытии», и в новом «Бегущем» всё это в избытке.
Однако из почти трёх часов вильнёвского «Бегущего» лишь 20–30 минут обладают какой-никакой киномагией. Всё остальное время требовательного и бывалого зрителя не покидает ощущение, что он смотрит уже примерно пятидесятый унылый и убогий сайфай в своей жизни. В прежних фильмах Вильнёва соотношение хорошего и плохого явно было более уравновешенным.
В кастинге, слава богу, равновесия побольше. Райан Гослинг (спасибо, что не его тезка Рейнолдс) ни разу не раздражает — уже хорошо. Форда мало, но больше и не надо. Явная ложка дёгтя — чудовищно переигрывающий, как и всегда в последнее время, Джаред Лето в роли карикатурного злодея. Но его здесь тоже по минимуму.
Главная положительная героиня в новом фильме — это, пожалуй, то единственное, в чем Вильнёв превзошел Скотта. У Ридли уже и в 1982 году (то есть задолго до того, как он стал снимать Нуми Рапас и Кэтрин Уотерстон) были странные вкусы по части женщин. Актрису Шон Янг из оригинального «Бегущего» недолюбливают даже, кажется, преданные фанаты этого фильма.
Вильнёв, как известно, предпочитает дамочек поинтереснее — таких, как Эми Адам или Эмили Блант. Последняя должна была сняться и в «Бегущем», но не сложилось. Зато Дени ангажировал прелестную кубинку Ану де Армас, известную по роли маньячки в смешном триллере с Киану Ривзом «Кто там».
Здесь Ана играет голографическую возлюбленную Гослинга, и линия их взаимоотношений — самое любопытное и волнующее, что есть в этом фильме. Хотя, если говорить всю правду, даже и эта линия наполовину позаимствована из куда более удачной картины «Она» с Хоакином Фениксом.
Фильм «Бегущий по лезвию 2049» показывают в иркутских кинотеатрах с 5 октября. Смотрите расписание в Афише IRK.ru.