Феминистический блокбастер компании DC Comics наступил на те же грабли, что и последние фильмы про Бэтмена и Супермена.
Рецензия на фильм «Чудо-женщина»: доверились дамам
Однажды великий Зевс сотворил одно из самых любопытных своих произведений — остров Фемискира, населённый только женщинами. Тысячи лет амазонки оттачивали боевое мастерство на случай, если им всё-таки придется его применить. Но такой случай представился очень нескоро — в разгар Первой мировой войны.
В 1918 году самолёт британского разведчика Стива (Крис Пайн) потерпел крушение близ острова, а сам пилот чуть не утонул. Его спасла самая молодая и красивая из амазонок — Диана (Галь Гадот). Узнав от мужчины, что происходит на планете, Диана, вооружившись волшебными щитом и мечом, отправляется в Лондон. Её цель — разыскать на фронте бога войны Ареса и убить его.
«Чудо-женщина» — пока что явно лучшая картина из входящих в так называемую «расширенную вселенную DC». Впрочем, это трудно признать большим достижением, учитывая, какого уровня были «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц».
И Бэтмен, и Супермен, и все-все-все самоубийцы в упомянутых лентах вовсю страдали пресловутым «тёмным рыцарством» — изобретением негодяя Нолана, с помощью которого он дурачил публику на протяжении всех нулевых. В сценарном отношении «Чудо-женщина» недалеко ушла от нолановского шарлатанства, но несколько ключевых моментов в плане постановки и кастинга всё-таки выделяют эту картину из большинства предыдущих экранизаций DC-комиксов.
Обращает на себя внимание факт, что «Чудо-женщину» поставила женщина-режиссёр. Казалось бы, всё логично, но прецедент-то редчайший!
Счастливицу, поставленную большими боссами по ту сторону камеры, зовут Патти Дженкинс. Она известна главным образом как режиссёр занятного лесбийско-криминального триллера «Монстр» с Шарлиз Терон и Кристиной Риччи. Закономерный продюсерский выбор, учитывая, что в бумажных комиксах Чудо-женщина славится своей бисексуальностью.
Отчасти этот мотив попал и в экранизацию (рейтинг 16+ здесь недаром). Так, живя на острове, Диана проштудировала некий десятитомник, посвящённый науке «телесных услад», в котором не было ни слова о мужчинах. В этом Чудо-женщина признаётся неизменно смотрящему на неё снизу вверх Стиву во время совместного ночлега на парусной лодке. И после такого бедолаге, конечно, остаётся только отвернуться к стенке и захрапеть.
Неприкрытый феминизм постановки, как оно всегда бывает, проявляется даже ярче на примерах персонажей сильного (в контексте фильма здесь надо поставить большой знак вопроса) пола. Мужики в «Чудо-женщине» предстают либо агрессивными маньяками, либо бесхребетными рохлями. Несколько половинчатое исключение сделано только для героя Криса Пайна, но в союзе с Дианой он, разумеется, действует лишь на подхвате.
Кастинг вызывает меньше нареканий, тем более что Галь Гадот уже сыграла Чудо-женщину в «Бэтмене против Супермена». И почти всем она тогда понравилась, хотя в том фильме фигурировала больше в качестве мебели. Пожалуй, роль Вондервумен и впрямь никому из нынешних звёзд не подошла бы лучше, чем израильской деве Галь. Разве что молодой Анджелине Джоли удалось бы выступить выигрышнее, но этот поезд уже ушёл.
Лицедейскими талантами бог Галь Гадот не наградил, видимо, посчитав, что и одной красоты ей за глаза хватит. Это, кстати, понимают даже голливудские режиссёры. Именно потому Гадот, обратившая на себя всеобщее внимание участием в «Форсаже», так и не снялась с тех пор в чём-либо более серьёзном.
Несмотря на впечатляющие внешние данные, трудно поверить, что хоть у кого-то Галь Гадот может вызвать сколько-нибудь сильные эмоции. Но если Чудо-женщина, по задумке авторов, должна быть как раз такой, тогда нет вопросов.
Фильму очень недостаёт чего-то в хорошем смысле детского, лёгкого, расслабленного и юморного. Хотя сам материал ко всему этому очень располагает. Вообразите типичную здесь сценку: полуголая дива в магических доспехах и сандалиях выныривает из окопа и хладнокровно дефилирует по грязи навстречу хлещущим по ней немецким пулям, которые её не берут. Полный сюр! И каким-то образом подобное сочетается в картине с пафосными речами, мрачной атмосферой и депрессивной интонацией. Вот где настоящее «чудо».
Предыдущая картина по DC-комиксу с супергероиней вместо супергероя — провальная «Женщина-кошка» 2004 года — была хороша уже тем, что не лезла в эту вымученную серьёзность. И хотя наличие таланта у Холли Берри ещё более сомнительно, чем в случае с Галь Гадот, фильм «Кэтвумен» слегка любопытнее «Вондервумен».
И, конечно, этой голливудской «Чудо-женщине» очень далеко до одноимённой узбекской музыкальной комедии 1990 года. В общем, освобождайтесь уже от «проклятия Нолана», дорогие «дисишники»!
Веселее надо подходить к экранизациям безмозглых комиксов. Будьте проще — и люди к вам не просто потянутся, а ещё и похвалят.