В прокат вышли новые «Стражи Галактики» — 15-й фильм компании «Марвел».
«Стражи Галактики 2»: новые приключения неуловимых

Стражей Галактики преследуют представители расы соверенов, так сказать, истинных космических арийцев. Енот Ракета и микродерево Грут оказываются в плену у космопиратов. Зеленокожая разбойница Гамора (Зои Салдана) вступает на тропу войны с собственной сестрой Небулой (Карен Гиллан). А Звёздный лорд (Крис Пратт) наконец-то знакомится со своим отцом (Курт Расселл), который оказывается «богом с маленькой буквы».
Продолжение суперхита трёхлетней давности страдает бедой всякого сиквела, которую можно обозначить фразой: «В одну и ту же реку нельзя ступить дважды». Но если учесть, что оригинал был совершенно замечательным, то от второй части требовалось только одно — чтобы она оказалась максимально близкой к первой. Такая близость здесь налицо, а значит, всё в порядке. Смотреть можно.
Как и в прошлый раз, тут важно сразу настроиться на волну сценариста-режиссёра Джеймса Ганна и вспомнить, что «Стражи Галактики» — не кинокомикс, а сочная фантастическая комедия а-ля «Люди в чёрном». Приличные люди давно уже брезгливо отворачиваются от кинопродукции компании «Марвел», но «Стражи» (и первые, и вторые) — едва ли не единственный её достойный продукт. И уж точно лучший.
Первых «Стражей Галактики» можно назвать лучшей комикс-картиной после «Города грехов». Ибо если в принципе экранизировать комиксы, то делать это стоит или так, как Роберт Родригес, или так, как Джеймс Ганн в «Стражах». Немногие до 2014 года вообще представляли себе, что это за птица такая — режиссёр Ганн. Но уж те, кто имел о нём представление, заранее знали: более удачной кандидатуры для экранизации самого потешного комикса из закромов «Марвела» трудно подобрать.
Именно Джеймс Ганн написал сценарии к смешнейшей, но жесткой пародии «Тромео и Джульетта» (1996), а также к ремейку главного зомби-фильма всех времён «Рассвет мертвецов» (2004). Затем он взялся за режиссуру, где тоже преуспел. Его дебютом стал отвратительный, но дьявольски профессиональный иронический ужастик «Слизняк» 2006 года. А в 2010 году Ганн превзошёл самого себя, поставив упоительную трагикомедию, издевающуюся над комиксами, под простым как мычание названием «Супер».
Видимо, как раз этот «Супер» столь приглянулся боссам из «Марвела», что они пригласили Ганна на съёмку, кажется, самого рискованного проекта за всю историю данной студии. В 2014 году это действительно выглядело неслыханным новшеством: компания, славящаяся наиболее продуктивным конвейерным производством кинокомиксов, внезапно съехала с накатанных рельс и устремилась в неведанное. К тому времени зритель уже крепко привык смотреть более или менее «серьёзные» комиксы. Понравится ли публике максимально ироническая продукция такого сорта, тогда ещё оставалось под большим вопросом.
Марвеловцам повезло: «Стражи Галактики» отменно выступили в мировом прокате, превзойдя все ожидания создателей. Значит, зрителю и впрямь надоели «подлинные драмы» в комиксовой обёртке, и он рад смотреть блокбастеры, снятые в стиле мультфильма «Шрек».
Пожалуй, именно «Шрек» и является ближайшей аналогией к «Стражам». Там препарировался канон диснеевской сказки, здесь — канон марвеловского комикса. Сделано это примерно одинаково — с беспрестанными гэгами, юмором, издевкой.
Внешнюю «серьёзность» этому продукту обеспечивает солидный бюджет. Во второй части он вырос до 200 миллионов (всего на 45 миллионов меньше, чем у седьмых «Звёздных войн»). Поэтому с экшеном тут всё в порядке, причём, он не бессмысленный и утомительный, как в «Мстителях», а, наоборот, продуманный и задорный.
И главное, что в лице дилогии «Стражи Галактики» мы теперь имеем едва ли не самую лучшую легковесную космофантастику за всю историю кинематографа. То есть с признанными шедеврами авторского кино типа «Космической одиссеи 2001 года», «Соляриса» или «Кин-дза-дза!» «Стражей Галактики» сопоставлять, конечно, не стоит: слишком разные весовые категории. Но уж как можно не разлюбить пресловутые «Звёздные войны» в пользу картины Ганна, не очень понятно.
Впрочем, после второй части «Стражей» можно серьёзно подумать, списывать ли со счетов «Стар Ворс» со «Стартреком». Так, хвалёный ганновский юморок здесь уже несколько скукожился. Шуток стало меньше, да и среди тех немало натужных и безвкусных. Проскальзывает и похабщина. Хотя на десяток сомнительных острот всё равно приходится как минимум одна удачная. Так что в итоге какое-то количество отличных хохм набирается и здесь.
На резонный вопрос: «Что же появилось вместо шуток?», увы, приходится дать ожидаемый и неутешительный ответ. Шутки, конечно, стали вытесняться сантиментами — самая расхожая беда для любой околокомедийной франшизы. Тут даже появились частые разговоры о семье — как в прямом, так и в переносном смысле. Уж подобной сусальной рифмы с постылым «Форсажем» трудно было ожидать от циничного Ганна.
В соответствии с этим сентиментальным нововведением некоторые герои предстали более мягкотелыми и меланхоличными. И прежде всего это касается Звёздного лорда. Крис Пратт здесь скорее напоминает своего персонажа из прошлогодних «Пассажиров», чем из первых «Стражей». Зато Гамора на его фоне как будто даже расцвела.
По-прежнему «жжёт» енот, которому пытаются составить конкуренцию здоровяк Дракс и мелкая деревяшка Грут. По адресу этого Грута даже звучит богомерзкое слово «милота», но нас не проведёшь: самым умильным и самым остроумным, как и в прошлый раз, остаётся пушной хищник Ракета.
Сколько бы претензий ни хотелось предъявить к сиквелу, надо понимать, что худшее, конечно, впереди. Команда Стражей Галактики (в полном или частичном составе) должна появиться в следующих «Мстителях». Что ж, последние от этого, несомненно, только выиграют. А для самих «Стражей» это будет началом конца. Да и многим зрителям вряд ли принесёт радость назойливое напоминание о том, что Гамора с Ракетой — тоже «Марвел». Даже такие выпуклые нонконформисты обязаны вписываться в систему — слишком уж это печальная иллюстрация происходящего и в реальной жизни.