В прокат вышла картина «Живое» — фильм, откровенно паразитирующий на достижениях десятка космических блокбастеров.
Фильм «Живое»: это мы уже видели

В недалёком будущем марсоход подбирает с Красной планеты некую живую субстанцию. Та попадает в руки экипажа МКС. Организм назван Келвином, и космонавты принимаются его тщательно изучать.
Поначалу выглядевшее безобидным существо оказывается опасным хищником, к тому же чрезвычайно выносливым и жизнестойким. Очень скоро экипажу, возглавляемому русским капитаном Екатериной Головкиной (Ольга Дыховичная), придётся вступить с марсианином в продолжительную схватку не на жизнь, а на смерть.
В преддверии фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» (его премьера состоится в мае 2017 года), обещающего стать главным фантастическим блокбастером года, на мировые экраны вышел дальний и незначительный родственник знаменитой франшизы про хищных инопланетян. Конечно, прежде всего авторы «Живого» вдохновлялись самым первым и по сей день лучшим «Чужим» — фильмом, который в 1979 году снял всё тот же Ридли Скотт. Возможно, создатели готовы были замахнуться в своём подражании и на пышных «Чужих» Джеймса Кэмерона (1986 год), но на подобную картину у них уж никак не хватило бы денег.
«Живое» — среднебюджетное кино, оно стоило «всего» 58 миллионов.
«Живое» полностью описывается формулой: первый «Чужой» плюс «Гравитация». Оба названных фильма — произведения камерные и выразительные, их эпигоном быть нетрудно. Этой возможностью, вероятно, и соблазнился шведско-голливудский режиссёр чилийского происхождения Даниель Эспиноса, ни одной приличной киноленты до сей поры не снявший.
Этот фильм тоже не назовешь вполне удавшимся, хотя зачатки «приличия» в нём, несомненно, есть. Работа Эспиносы и скромнее, и скучнее почти всех заметных фильмов про космос, снятых в текущем десятилетии: от «Прометея» и названной «Гравитации» до «Марсианина» и прошлогодних «Пассажиров».
Но надо учесть, что сам жанр космического сайфая всегда был редкостью. И тем более сегодня, когда необычайно сильны позиции противоположного жанра — космического фэнтези («Звёздные войны», «Стартрек», «Стражи Галактики»). В «Живом» же сайфай ещё и скрещён с хоррором. Это совсем уж нечастое сочетание заведомо добавляет фильму немало очков.
Если очень постараться, можно вспомнить о таких предшественниках «Живого», которым этот фильм равновелик — не уступает и не превосходит. Например, в 2011 году вышла картина «Аполлон 18» практически с идентичным сюжетом. Только вместо Марса там была Луна, вместо отточенной операторской работы — псевдодокументальная съёмка, а вместо суперзвёзд — никому не известные лица. Однако и качество исполнения, и впечатление, производимое «Аполлоном 18», были ровно такими же, как в случае «Живого».
Безусловно, уже сейчас можно утверждать, что каким бы ни оказался ожидаемый «Чужой: Завет», после его премьеры «Живое» забудется. Просто потому, что такие картины обречены единожды сверкнуть в дни премьеры, а после затухнуть и рассыпаться, как рядовой метеорит, достигший земной атмосферы.
Причём столь малую художественную ценность «Живого» можно просчитать заранее. Ведь посредственному режиссёру Эспиносе под стать и его сценаристы — тандем, до этого работавший на картинах «Добро пожаловать в Зомбиленд» и «Дэдпул». Это всё проясняет. Авторы вроде бы специализируются на легкомысленных, озорных и забавных сценариях, но даже такие получаются у них не очень.
Здесь же пишущему дуэту необходимо было выдать «серьёзный» хоррор без малейших дурачеств. Результат налицо: штампы, штампы и ещё раз штампы, а также не просто заметный, но резко бросающийся в глаза дефицит логического, физического и даже чисто драматургического мышления. Сочинить полноценную драму с ограниченным числом персонажей — это совсем другой уровень, чем генерировать натужные хохмы на темы комиксов или зомби-фильмов.
Вероятно, комический опыт сценаристов подсознательно сказался и на «Живом». Здесь столько нелепиц, что это годилось бы скорее для пародии. Так, один из астронавтов оказывается инвалидом с парализованными ногами. На корабле явные проблемы с соблюдением субординации и вообще с дисциплиной. Неадекватное поведение всех шестерых членов экипажа заставляет зрителя регулярно преисполняться стыдом за человечество в целом.
Кажется, авторы пытались донести мысль, что наш жалкий вид достоин лишь того, чтобы быть сожранным куда более совершенной формой жизни из других миров.
Всё, что касается этой самой «формы» — инопланетной твари (по сути, главного героя фильма), заслуживает отдельного разговора. Сообщение о найденном на Марсе микроорганизме тут же становится достоянием всей земной общественности. Честь выбрать имя марсианину почему-то выпадает маленькой чернокожей ученице школы имени Келвина Кулиджа. И существо становится Келвином. Как трогательно!
Между тем, именно 30-й американский президент Келвин Кулидж довёл страну до Великой депрессии. До чего доведёт героев картины его марсианский тёзка, известно заранее. Но создатели, кажется, не имели в виду эту ассоциацию — от авторов «Дэдпула» трудно ждать подобной тонкости.
Ничуть не тонок фильм и в повествовательном плане — он до обидного предсказуем. Единственная интрига состоит в том, что неизвестно, в какой очерёдности персонажи будут становиться жертвами Келвина. Российские зрители, конечно, обречены болеть за героиню Ольги Дыховичной, тем более что её персонаж во всех смыслах самый симпатичный. Да и за вечно унылого Джейка Джилленхола с его постной физиономией как-то даже переживать не хочется.