В прокат вышел «Доктор Стрэндж» — 14-й фильм кинематографической вселенной «Марвел». Красота этой картины может поспорить только с её бессмысленностью.
Рецензия на фильм «Доктор Стрэндж»

Талантливый и заносчивый нейрохирург Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) попадает в страшную аварию. Его кисти рук повреждены настолько, что о дальнейшей медицинской карьере можно забыть. В отчаянии Стрэндж отправляется в загадочный Непал, смутно надеясь на помощь некоего Старейшины.
Старейшина оказывается женщиной (Тильда Суинтон) и открывает Стрэнджу дверь в таинственный и удивительный мир магии. Почти сразу после магической инициации на пути доктора Стрэнджа встанет могущественный противник — подлый Кецилий (Мадс Миккельсен), чьи происки, как водится, грозят смертельной бедой всему человечеству.
От словосочетания «14-й фильм марвеловской вселенной» многих заранее бросит в дрожь. Но «Доктор Стрэндж» явно не для таких зрителей. Хотя если вы давно планируете завязать с просмотром кинокомиксов, то просмотр « Доктора Стрэнджа» — то, что вам нужно.
Можно быть уверенным, что следующие марвеловские фильмы (как минимум те, что выйдут в 2017 году) не будут столь любопытны по части спецэффектов. Значит, их можно пропустить. А там может получиться и вовсе отвыкнуть от комиксов, как от вредной привычки. И, возможно, в итоге всю эту киножвачку вам, наконец, заменит подлинное киноискусство. Взрослеть никогда не поздно.
Но давайте займемся привычным делом — взвешиванием и оценкой вкуса и цвета очередного комиксового «бабл-гама». Кино про Стрэнджа, при всех его скромных достоинствах, трудно отнести к иной категории.
Снял «Доктора Стрэнджа» Скотт Дерриксон — создатель неплохого фильма ужасов «Синистер». Возможно, съёмки комикса про потусторонний мир логичнее было бы отдать Джеймсу Вану, поставившему дилогию «Астрал». Но марвеловцы опоздали — Ван уже согласился на фильм «Аквамен» в конкурирующей фирме DC.
Дерриксон, однако, тоже оказался толковым режиссёром и от методов Стивена Кинга легко перешёл к стилистике братьев Вачовски. Хотя на революционную «Матрицу» фильм, к сожалению, походит гораздо меньше, чем на никчемное нолановское «Начало».
По крайней мере, Скотт Дерриксон не настолько претенциозен, как Кристофер Нолан. И пускай из «Начала» режиссёр «Стрэнджа» позаимствовал кое-какие спецэффекты, зато «Тёмным рыцарем» он вовсе не воспользовался. Для пафосной мрачности в «Докторе Стрэндже» просто не остаётся места — её полностью поглощают дендизм, снобизм, ирония и легкомыслие протагониста. Герой Бенедикта Камбербэтча — настоящий анти-Бэтмен, и это не может не радовать.
Если б Стрэнджа играл более незаурядный актер, было бы совсем хорошо. На роль всемогущего доктора прочили много кого, в том числе Вигго Мортенсена и Хоакина Феникса. У любого из этих двоих Стрэндж явно получился бы интереснее того, что мы имеем теперь. Камбербэтч, конечно, не самый плохой, но и далеко не оптимальный вариант.
Бенедикта давно пора признать наиболее переоцененным британским актёром наших дней. «Какой-то он не идеальный», — как говорили в старом фильме. Можно даже сказать, что доктора здесь переиграл его собственный плащ — одушевлённый и обладающий некоторым комическим талантом.
Если учесть, что Стрэндж с первых же сцен вызывает ассоциации с небезызвестным доктором Хаусом, логичнее было бы отдать роль Хью Лори. Хотя ещё вопрос, у какого сериала больше поклонников — у «Доктора Хауса» или у «Шерлока» с Камбербэтчем. В любом случае марвеловцы на этот раз завлекли в свои сети могучую армию поклонников англоязычных сериалов. С точки зрения маркетинга кастинг, видимо, беспроигрышный.
Однако по-настоящему удавшиеся образы в «Докторе Стрэндже» — женские. В начальных сценах смотреть хочется не столько на Камбербэтча, сколько на Рейчел МакАдамс — актрису из прекрасной «Страсти» Брайана Де Пальмы и последнего оскаровского фильма-победителя «В центре внимания».
Потом, правда, персонаж МакАдамс отодвигается на второй план, но на авансцену выходит ещё более удивительная Тильда Суинтон. Звезда фильмов Джармена и Джармуша, Суинтон выступила здесь в роли обритого наголо андрогина, словно Орбакайте в «Чучеле». В совместных сценах с Тильдой бедный Бенедикт совсем уж уходит в тень.
Впрочем, сильнейшая сторона фильма — не актёры, а сама «картинка», графика. После десятка однообразных сражений в «Мстителях», «Первом мстителе», «Торе» и «Новом Человеке-пауке» все эти магические битвы в астральных мирах воспринимаются как глоток свежего воздуха. Даже несмотря на их доморощенную «матричность» и пресловутое «ноланство».
И всё-таки обидно, что фильм проработан лишь с визуальной стороны. В кои-то веки вышел блокбастер, который может похвастаться «рабочим» 3D, сделанным отнюдь не для галочки, но при этом с плоским и заштампованным сценарием. Мистика хороша без всяких слов, ибо тогда она схожа с сюрреализмом.
После первого визита в астрал ошарашенный Стрэндж высказывает подозрение, что Старейшина напоила его чаем со специальными добавками. Но когда доктор сам становится супермагом, герои дружно начинают со всех сторон давить на зрителя своей причастностью к тайному знанию. И это уже не сюр, а пошлость.
Формула «Доктора Стрэнджа» такова: зрелище для глаз — на пять, но какой-либо пищи для ума — ноль. Обидно. Смотря такое, поневоле почувствуешь себя дитём малым, к которому большие дяди из Голливуда в очередной раз отнеслись с этой их нестерпимой снисходительностью.
Именно поэтому к фильму никак не подходят определения вроде «„Гарри Поттер“ для взрослых». Любая серия саги про Хогвартс является куда более взрослым кино, чем эта погремушка со встроенным калейдоскопом.
Если воспринимать «Стрэнджа» в качестве двухчасового клипа безо всякой смысловой нагрузки, то проект состоялся. Но именно как проект, аттракцион, в лучшем случае инсталляция. Назвать это «кинопроизведением» язык не повернётся. А ведь назовут! Раз уж «Начало» с «Интерстелларом» кое-кто считает шедеврами, то создателям «Доктора Стрэнджа» по такой логике памятник нужно при жизни ставить.