В «Доме кино» начался прокат документального фильма «Прокофьев: Во время пути». Картину сняла бывшая иркутянка Анна Матисон, известная зрителям по фильмам «Сатисфакция» с Евгением Гришковцом и «Млечный путь» с Сергеем Безруковым. В «Прокофьеве» тоже нашлось место для популярного актёра — здесь сразу две роли играет Константин Хабенский, умеющий влюблять и влюбляться.
Рецензия на фильм «Прокофьев: Во время пути»

Кажется, новый фильм Анны Матисон «Прокофьев: Во время пути» показывают специально для тех, кто хочет продлить праздничное ощущение от фестиваля «Звёзды на Байкале». На экране — сплошь знакомые местной публике лица, не раз выступавшие в Иркутске: Валерий Гергиев со своим оркестром, пианист Александр Торадзе да и сам Денис Мацуев, прививший иркутянам любовь к классической музыке. Собственно, одна из таких «привитых» — режиссёр Анна Матисон, которая уже успела сделать о Мацуеве большой документальный фильм «Музыкант», показанный на Первом канале около пяти лет назад.
После были фильмы о Мариинском театре во главе с его худруком Валерием Гергиевым и другие проекты, связанные с классической музыкой. Любовь к классике у Матисон, по ее собственному признанию, давно идёт параллельно со съёмками художественных фильмов. И кстати, эти два увлечения, кажется, окончательно соединились в её последней работе «После тебя», где Сергей Безруков играет роль гениального танцовщика, который после долгих лет перерыва в карьере вновь выходит на большую сцену. Премьера картины состоялась на последнем «Кинотавре», а сейчас она активно ездит по российским кинофестивалям и кое-где получает призы. Увидим ли мы этот фильм в Иркутске, пока неизвестно.


Кадр из фильма «Прокофьев: Во время пути». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Прокофьев: Во время пути». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Зато 8 сентября в ограниченный прокат вышел документальный фильм «Прокофьев: Во время пути». Его путь к зрителям, судя по всему, был нелегким, потому как со времени съемок прошло едва ли не два года. И всё равно для режиссёра это большая удача, поскольку документальные фильмы (а особенно о классической музыке) не попадают в кинотеатры почти никогда. Здесь, вероятно, помогло то, что в этом году отмечается 125 лет со дня рождения гениального композитора Сергея Прокофьева, которому, собственно, и посвящена картина.
Фильм скроен из двух, на первый взгляд, не связанных пластов. С одной стороны, это вольная фантазия режиссёра о неком молодом и довольно обеспеченном человеке, который хочет прикупить в личное пользование заброшенную дачу Сергея Прокофьева и вдруг погружается в его воспоминания, представляя себя на его месте. Роли молодого композитора и покупателя его подмосковной недвижимости играет Константин Хабенский.
С другой стороны, в картину вклеен видеодневник гастрольного тура оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в рамках его Пасхального фестиваля. Музыканты сменяют города один за другим, где играют в основном музыку Прокофьева, а также произведения других композиторов — Мусоргского, Масне, Барбера, Шуберта. Фактически в фильме звучит только музыка и начитанные голосом Хабенского отрывки из дневников Прокофьева — его размышления о собственных сочинениях, бытовые записи, воспоминания о поездках в Америку и Первой мировой войне. В то же время здесь есть размышления о самом Прокофьеве и вообще о музыке из уст маэстро Гергиева и других музыкантов.
Но что выглядит совсем уж невероятным, так это то, что режиссёр умудряется вклеить в свой фильм ещё и любовную линию — возможно, чтобы сделать картину более интересной для самой простой публики. Так, приехавший посмотреть дачу Марк обнаруживает на веранде разложенные книги и записи студентки, которая специально приехала в имение Прокофьева, чтобы вдохновиться для написания курсовой работы о его творчестве. Студентку играет сама Анна Матисон.
Музыка и личность композитора становятся для героев неким общим интересом, который явно сведёт их вместе. Персонаж Хабенского оставляет незнакомке свой номер телефона с намерением вернуться и привезти обогреватель — на даче холодно.
Но почему же эту роль играет не Сергей Безруков, без которого теперь не обходится ни один режиссёрский проект Анны Матисон? — закономерно может поинтересоваться зритель. Ответ прост: во время съемок фильма о Прокофьеве они ещё даже не были знакомы.
Смотрите документальный фильм «Прокофьев: Во время пути» в иркутском «Доме кино» (ул. Мухиной, 2а) с 8 по 21 сентября.