4 августа в российский прокат вышел фильм «Отряд самоубийц» — экранизация комикса об антигероях на перевоспитании у правительства.
«Отряд самоубийц»: безыдейное месиво

Чернокожая женщина с тяжелым взглядом (Виола Дэвис) на самом высшем уровне продвигает идею создания «Отряда X». Отряд набирают из отъявленных злодеев, способных выполнять самую грязную работу для правительства.
Немного предыстории
Недавние события, показанные в фильме «Бэтмен против Супермена» и связанные с массовой гибелью электората от рук неуправляемых сверхлюдей, приходятся весьма кстати. Пресловутую «национальную безопасность» нужно обеспечить любой ценой и оправдать ею любые методы.
Просчитанный маркетологами и эффективными менеджерами успех вселенной «Марвел» создал уникальный прецедент: при полном отсутствии художественной и какой-либо иной ценности конвейер приносит миллиарды. DC Comics, извечные конкуренты «Марвел», упустили момент, занятые поклонением своей священной дойной корове в обличии трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана. Потом Нолан ушёл, и образовался угрожающий разрыв в бюджете.
DC очень захотели своих «Мстителей». Но чтобы не как у «Марвел» с Железным человеком и шутками, а с фирменной нолановской безысходностью девочки-подростка, трехгрошовой драмой в каждом кадре и Чудо-женщиной в корсете.
Привлекли талантливого режиссёра Зака Снайдера, который на умных комиксах собаку съел, и сказали «Снимай!». Снайдер одухотворенно стал снимать, как привык и как «он видит». Но ему сказали: «Не так ты, Зак, снимаешь. Снимай, как будто ты Нолан!».
Так появился пресный «Человек из стали», в котором совсем не видно главного режиссёра-визионера современности. Зато получилось мрачно, серьёзно, с отсылками к Библии, Ницше, детским травмам, комплексам и психоанализу.
Публика пришла в замешательство, но остановить набирающий обороты маховик уже было невозможно. В основу второй картины нарождающейся вселенной положили сюжет о противостоянии двух главных звёзд издательства — Супермена и Бэтмена, подготовили почву сразу на десяток фильмов вперёд и мельком представили всех своих будущих героев. Единственное, чему может научить эта часть истории — ты не всегда можешь получить всё, что хочешь.
То, к чему «Марвел» шёл поэтапно и постепенно, DC попытался завоевать нахрапом.
«Марвел» по всем законам военного дела подготовил плацдарм для «Мстителей», расчищая местность сольными фильмами персонажей и захватывая новые территории их продолжениями. К моменту совместной картины публика была разогрета и готова на всё. Обжегшиеся на собственных ошибках вроде того же «Зеленого фонаря», DC такой схемы побаивались и решили идти своим путем.
Команда бросила силы на лихой блицкриг и до сих пор, кажется, не осознаёт, что «маленькой победоносной войной» здесь никогда и не пахло. «Бэтмена против Супермена» ругали абсолютно все, и запоздалая обратная связь дошла, наконец, в генштаб.
Ей-богу, всё делали, как Нолан завещал! Тёмная картинка, сценарий не для среднего ума — с отсылками и аллюзиями, харизматичный злодей, моральные дилеммы и неоднозначные главные герои. Но не сработало.
После «Бэтмена против Супермена» кого-то уволили, кто-то сам ушёл. Но что делать дальше с амбициозной премьерной сеткой на декаду вперёд? Больше всех в этой ситуации пострадал в общем-то посторонний человек — Дэвид Эйр, режиссёр нескольких хороших, нескольких удовлетворительных и одного плохого фильма со Шварценеггером, которого ещё до всех описанных выше неурядиц привлекли снимать «Отряд самоубийц».
Что пошло не так?
С самого начала съёмок Эйр честно следовал заданной генеральной линии — делал серьёзный и мрачный фильм. В какой-то момент ситуация изменилась, но так вышло, что Эйр уже снял своё кино.
Единственная проблема «Отряда самоубийц» в том, что в кинотеатре показывают какой-то другой фильм.
Режиссёр снимал не это кино, актёры снимались не в этом кино, публика ждала не это кино. На экране мы видим прилизанную, политкорректную и беззубую версию изначального замысла: картину просто пересобрали.
«Отряд самоубийц» — банда отъявленных злодеев, на которых держится вся комикс-вселенная DC. Но в кино вместо дерзких рок-звёзд, которых обещали нам яркие трейлеры, мы видим мальчиковый бойз-бенд для школьниц, всеми силами изображающий из себя опасных и плохих персонажей.
В стремлении обойти острые углы, изначально заложенные в персонажей и сюжет, создатели выточили скучную и гладкую болванку. Каждого злодея словно стесняются показать в невыгодном свете и настойчиво ищут в нём что-то хорошее и благородное.
Наемный киллер Дедшот (Уилл Смит) хладнокровно убивает людей за деньги, но трогательно любит дочку, за что автоматически получает индульгенцию и отпущение грехов. Психиатр Харлин Квинзель (Марго Робби) от чистого сердца старается помочь психопату Джокеру (Джаред Лето), но проникается к пациенту симпатией и становится его преступной музой Харли Квинн. Любовь вновь служит достаточным основанием абсолютно для всего.
Другой персонаж сжигает людей заживо, но потом искренне переживает. Ещё один сжирает людей, но те сами виноваты и сделали его таким. Буквально у каждого из «Отряда» есть весомая причина поступать неправильно. Любой нехороший поступок или черта характера оправдываются веским поводом, который обязательно найдётся, если хорошо поискать. А не найдётся, так мы его придумаем.
В итоге всё получается ещё аморальнее, чем если бы злодеи просто были злодеями со своими принципами и мотивами. Попытка раскрыть персонажей принимает форму анекдота: собрались в баре убийца, человек-крокодил, алкоголик, сумасшедшая и пироман и по очереди высказываются на камеру о сокровенном.
В самом начале картины героев представляют в традициях ранних фильмов Гая Ричи: стоп-кадр, имя крупным шрифтом и выдержки из «личного дела» с заявкой на нечто, что проходит у сценариста под тэгом «остроумие». Впрочем, успеть прочитать хоть что-то из написанного не удаётся.
О трейлере
Трейлеры фильмов незаметно становятся отдельным поджанром и зачастую имеют мало общего с самой картиной. Но «Отряд самоубийц» открывает здесь новое направление — это тот фильм, в котором нет доброй половины показанных в трейлерах эпизодов. Вдумайтесь: их просто нет! При этом ты точно знаешь, что вот в этом конкретном моменте должна быть смешная (и, как выясняется позже, самая смешная) шутка, а вот в этом — эффектная сцена, но их просто нет. Смиритесь.
Зато музыка хорошая
Сценарий в «Отряде самоубийц» — прекрасная в своем примитивизме условность, о которой хочется витиевато ругаться. Говорить о ней просто нечего. «Отряд» держится целиком на характерах и на их хрупком взаимодействии. Опять же, обещает и интригует это всё больше, чем даёт.
Из фильма напрочь вытравили все яркие краски и оставили одни полутона. Гениальный Лето в образе Джокера имеет в фильме одуряюще мало экранного времени, что просто ставит в тупик. Актёр с негодованием высказался о результате — большая часть отснятого с ним материала пошла прямиком в корзину. Проделанная кропотливая работа над персонажем, вживание в образ… Ой, да бросьте, кого это вообще волнует!
Подобное номинальное присутствие, символическое участие и условное наличие рефреном проходит сквозь всю киноленту. Язык не повернётся сказать, что в фильме плохие или неинтересные персонажи — великолепная Марго Робби, убедительный Уилл Смит, безбожно покромсанный, но все равно впечатляющий Лето. Остальные все больше для фона, но абсолютно каждый на своих местах.
Не сказать и то, что Эйр — плохой режиссер. Он делает то, что ему говорят, и кто мы такие, чтобы его в этом упрекать. Не упрекнешь и местный саундтрек — «Отряд самоубийц» начинается с House Of The Rising Sun («Дом восходящего солнца») и затем каждые 10 минут звучит мегахит. Пусть невпопад, пусть большинство музыкальных номеров подобрано слишком грубо и прямолинейно. Хуже ведь от этого не становится, правда же?
Всё это вместе — настолько бестолковое, безыдейное и в конечном счете бесформенное месиво, что единственными эмоциями после сеанса остаются сожаление и сочувствие. Ведь мы ни на секунду не перестаём верить, что эти хорошие ребята собрались и действительно сняли отличное кино, но потом пришли плохие парни и всё испортили, втоптав песчаные замки в грязь.
Смотрите расписание фильма «Отряд самоубийц» в кинотеатрах Иркутска в афише IRK.ru.