В прокат вышел «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Фильм представляет собой гибрид двух франшиз, без которого легко можно было обойтись.
Бэтмен против Супермена: милые бранятся — только тешатся
Пока Супермен (Генри Кэвилл) сражался со злом в Метрополисе, Бэтмен (Бен Аффлек) таился в Готэм-сити. Однажды мирские воплощения супергероев — журналист Кент и миллионер Уэйн — знакомятся, но симпатии друг к другу не испытывают. Это замечает богач Лекс Лютор (Джесси Айзенберг). Злодей решает стравить Бэтмена с Суперменом, чтобы, пока эти двое будут грызться, воплотить в жизнь один гнусный план.
Впервые в новейшей истории блокбастеров на экране встретились Человек из стали и Темный рыцарь. Однако никто этому не удивился. Супермен и Бэтмен — известнейшие герои издательства DC Comics, и их совместные похождения были только вопросом времени.
Неожиданностью стало бы появление вместе с ними какого-нибудь марвеловского героя. До этого мы, скорее всего, доживем: героев из комиксов не так много, и их неожиданные экранные скрещивания — единственное, что в недалеком будущем будет еще способно привлекать публику.
«Бэтмен против Супермена» гораздо хуже, чем даже нолановская трилогия с Кристианом Бейлом. Сам Нолан выступает здесь всего лишь исполнительным продюсером, а постановщиком картины оставили Зака Снайдера, снявшего «Человека из стали».
Когда-то Снайдер слыл многообещающим режиссером-визионером, но его сгубили высокобюджетные проекты. Даже продолжение его главного детища «300 спартанцев» можно оценить на твердую тройку, потому что Зак занимался им сразу после все того же «Человека из стали».
Видимо, кто с Суперменом поведется, тот уже никогда не сможет побороть узость мышления, приобретенную в процессе этого контакта.
Общеизвестно, что Кларк Кент — примитивнейший из знаменитых комикс-героев. Бессмертный и всесильный богатырь с другой планеты — ни малейших предпосылок к сколько-нибудь сложной мифологии.
Иное дело Бэтмен. Тут самый широкий набор психических недугов и болезненных мировоззрений: шизофрения, ницшеанство, фрейдизм, достоевщина. Но и этот герой деградирует вместе с Голливудом как таковым.
Отличного Бэтмена нам показал Тим Бертон. Вполне сносный Бэтмен был у Джоэла Шумахера. От Летучей мыши Нолана веет занудством, а у Снайдера этот герой вышел просто никаким — тот же Супермен, только в черном.
Состав актеров в фильме достаточно хорош. Бен Аффлек, конечно, не Майкл Китон, но с Бейлом, Клуни и Килмером вполне сопоставим. Замечательно подходит для роли Супермена и Генри Кэвилл — атлет без особых примет.
Не стоит забывать, что Бэтменом мог стать какой-нибудь Эрми Хаммер, а Суперменом — Роберт Паттинсон или Зак Эфрон. Вот тогда-то мы точно бы узнали, что такое настоящий комиксовый ад.
Нет возражений и против женщин. Эми Адамс, конечно, старовата для роли бойкой репортерши Лоис Лейн. Но благодаря профессионализму этой актрисы на ее возраст пока еще можно закрывать глаза. Радует и моложавая Галь Гадот, в свое время служившая главным украшением франшизы «Форсаж». Здесь она предстала в образе Чудо-женщины.
В подобных фильмах иногда бывают очень удачные злодеи, которые своей живостью и харизмой компенсируют общую дурость происходящего. «Бэтмен против Супермена» — это, увы, не тот случай. Джесси Айзенберг — отменный актер, но здесь ему просто нечего делать. Роль знаменитого Лекса Лютора написана чуть ли не хуже всех прочих. При этом авторы, а вслед за ними и исполнитель ориентировались не на каноническое воплощение этого персонажа Джином Хэкменом, а скорее на Джокера в версии Хита Леджера.
Но ведь уже леджеровский образ никак не дотягивал до классического злодея Джека Николсона. А Лютор — это вообще другое. Произвольное смешение всего перечисленного оказалось безнадежным — Айзенберг еще никогда не выглядел таким растерянным, как в этой нелепой роли.
По-настоящему удался создателям единственный герой, причем почти эпизодический. Чистым восторгом стал дворецкий Брюса Уэйна Альфред в изумительно глумливом исполнении британца Джереми Айронса. Даже его соотечественник Майкл Кейн, считавшийся образцовым Альфредом, несколько меркнет после такого бенефиса своего преемника.
Если с актерским составом фильма можно примириться, потому что могло быть и хуже, то с сюжетом и экшеном все наоборот. Хуже, кажется, быть не могло.
Боевые сцены у Зака Снайдера всегда выглядят дешевыми. Когда-то режиссера за это хвалили: мол, снимает дешево и сердито, почти как Родригес. Но от блокбастера с бюджетом в 250 миллионов меньше всего ожидаешь дешевизны, а она тут очень даже ощущается. Побоища сняты в темноте и прескверно смонтированы. Если бюджет был высоким, зачем скрывать это в каждом кадре?
Напоследок заметим, что своему заголовку фильм не соответствует. Конфликт двух супергероев будет непродолжителен и смехотворен. Да и можно ли было рассчитывать на их противостояние?
Фильм по мере его просмотра подталкивает к неутешительным выводам. Мельчают и герои, и злодеи. Однако первые регрессируют настолько быстро, что уже не в состоянии справляться с последними в одиночку. Поэтому злодей здесь, как обычно, один, а героев — уже целых два.
Но примитивны все трое — и мышь, и пришелец, и псих. И до того душно и скучно в этой кунсткамере, что первый глоток уличного воздуха после двух с половиной часов воспринимается как манна небесная.
Смотрите расписание фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и оставляйте отзывы о нем в нашей афише.