В иркутский прокат вышел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Не настолько плохой, как можно было ожидать.
1920 год. Конца Гражданской войны еще не видно, но перевес красных над белыми уже наблюдается. На юге России большевики окончательно разгромили врангелевскую армию. Пленным офицерам предлагают добровольно сорвать с себя погоны и письменно засвидетельствовать свое поражение. После этой процедуры всех обещают погрузить на баржу и отправить домой.
Находящемуся среди пленных немолодому капитану (Мартинс Калита) нет дела до всей этой возни. Он мучительно вспоминает главный роман своей жизни, случившийся 13 лет назад, когда в России было солнечно, а сам он был юным и беззаботным поручиком. Тогда-то на круизном пароходе «Летучий» он и встретил прекрасную незнакомку (Виктория Соловьева), мимолетное свидание с которой перевернуло всю его жизнь.
«Солнечный удар» — шестнадцатый художественный фильм бывшего выдающегося режиссера Никиты Михалкова. Не самая скверная для его позднего периода работа, но все равно малоудачная и, главное, бесконечно безумная. Безумно уже само ее название. Кем надо быть, чтобы назвать картину «Солнечным ударом» сразу после всестороннего провала собственной дилогии «Утомленные солнцем — 2»? Пожалуй, надо быть или очень самоуверенным человеком, или предельно глухим по отношению к своей аудитории режиссером.
Впрочем, Михалков последние лет десять производит впечатление неоправданно напыщенного деятеля, шлепающего одну пафосную и фальшивую киноподелку за другой. В 2007 году он поразил мыслящую часть населения своей картиной «12». Лента получилась бездарной даже на фоне сомнительного «Сибирского цирюльника» 1998 года.
О последовавших затем трехчасовых опусах «Утомленные солнцем — 2. Предстояние» и «Утомленные солнцем — 2. Цитадель» по сей день как о фильмах стоящих не говорят. Облегчение, которое «Солнечный удар» может принести поклонникам раннего Михалкова, заключается в том, что этот фильм на порядок выше всех упомянутых выше.
Особенно хороша та часть картины, где действие происходит в 1920 году. Эпизоды, повествующие о событиях 1907 года, заметно хуже, хотя и основаны на крохотном рассказе Ивана Бунина. Здесь слишком много «отсебятины» режиссера, поэтому за хрестоматийным легким бунинским дыханием не стоит даже обращаться к данному фильму — от классика здесь не осталось ничего. Взамен обещанной экранизации — горы фирменной пошлости и реки балаганной невнятицы от Никиты Сергеевича.
Однако даже эта сюжетная линия смотрится легко, пусть и не безболезненно. По-настоящему затянутая сцена тут только одна — выступление фокусника на пароходе. Кульминационный эротический эпизод пространен, но при этом настолько позерский и неправдоподобный, что упрекнуть автора в затянутости не выйдет.
Михалкова как режиссера можно обвинять во всех смертных грехах, но в одном к нему не придраться — он по-прежнему не скучен. Что бы ни вытворяли на экране герои и камера оператора, заснуть в зрительном зале никому не удастся. А вот от чувства острого стыда за чужое поведение не будет застрахован никто. Имеется в виду как экранное поведение героев, так и направляющая их воля главного демиурга, который в этот раз остался за кадром.
Давно подмечено, что персонажи фильмов современного Михалкова ведут себя примерно так же, как вели себя излишне непосредственные юнцы, которых молоденький Никитка полвека назад изображал в картинах «Я шагаю по Москве», «Приключения Кроша» и «Не самый удачный день». Если иметь в виду не самый удачный обозреваемый фильм, то, право же, неловко и смотреть на все эти бесконечные дурачества здоровенных белогвардейских лбов. И особенно на главного героя, который даже в обстановке плена выглядит, мягко говоря, странноватым. А что он вытворяет в своих пароходных воспоминаниях, вовсе не поддается описанию. Это надо увидеть собственными глазами.
Справедливости ради, сцены на пароходе преисполнены не только вопиющей балаганности, но и чрезмерной красивости. В эпизодах про пленных белогвардейцев ее с максимальной резкостью сменяет несколько утрированная мрачность, но нагнетать обстановку у Михалкова всегда получалось лучше, нежели шутить и живописать радости жизни.
«Солнечный удар» вроде бы не выглядит тенденциозным относительно описываемых им событий. Вот уже четверть века в нашем кинематографе стесняются сказать хоть одно доброе слово о большевиках, а у Михалкова в данном случае и красные представлены не такими уж сволочами, и образы белых далеки от того, чтоб их можно было назвать безвинными страдальцами с ангельскими ликами.
Но в финале режиссер не вытерпел. И уж там-то неровное, но занятное повествование оборачивается очередным лживым и невежественным плачем о «России, которую мы потеряли».
Финал этой картины предсказуем настолько, что его даже можно назвать неожиданным. До последнего не хотелось верить, что режиссер поступит настолько топорным и примитивным образом. И во время заключительных титров даже немногочисленные удачи «Солнечного удара» перестают таковыми казаться.
А на следующий день после просмотра в зрительском сознании остаются в основном те полубессмысленные фразы, которые персонажи сочли нужным повторять десятки раз. Этот прием частенько использует еще и Кира Муратова, но она снимает нарочито абсурдные фильмы. А Михалков не перестает претендовать на достоверное изображение подлинных жизненных реалий, что и создает невольный комический эффект, свойственный всем его последним постановкам.
Этот фильм не настолько курьезен, как «Утомленные солнцем — 2». Для особой категории насмешливых зрителей это может показаться изъяном, но признание факта, что «Солнечный удар» — шаг вперед для позднего Михалкова, все-таки ближе к объективности. Из нескольких сцен, пожалуй, можно было бы сшить недурную короткометражку. В представленном же виде «Удар» является трехчасовым колоссом на глиняных ногах. Опрокинуть его нетрудно, увидеть в нем хорошее сложнее. Разглядеть хоть что-то величественное невозможно.
А беда нынешнего Михалкова именно в том, что он хочет снимать величественное кино. К сожалению, Никита Сергеевич давно уже живет в состоянии перманентного утомления, словно вызванного давнишним, но неизлечимым солнечным ударом. И хотя какое-то улучшение прослеживается, надеяться на полное выздоровление потерпевшего все же не приходится.
Посмотреть расписание фильма «Солнечный удар» в кинотеатрах Иркутска вы можете в нашей киноафише.