Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Китайский айфон

около 5 минут на чтение 25 комментариев
Китайский айфон

В кинотеатрах Иркутска идет фильм «Джобс: Империя соблазна» — первая и не слишком удачная попытка рассказать о жизненном пути основателя самой прибыльной компании в мире.

Америка начала 1970-х. Обычная жизнь студенческого городка: свободная любовь и эксперименты с сознанием на фоне музыки Боба Дилана. По кампусу босыми ногами выхаживает неопрятный юноша в потертых «Левайсах», критикует систему образования и мимоходом соблазняет робких младшекурсниц. Через тридцать лет (кажется, все в тех же самых «Левайсах») он соблазнит со сцены весь мир. Его имя Стив Джобс, и этим, в принципе, все сказано.

Кто такой Стив Джобс, объяснять действительно не нужно, поэтому создатели фильма решили этого и не делать. Картина основана на общедоступных фактах биографии Джобса (перед сеансом было бы не лишним хоть вкратце ознакомиться с ней) и не помышляет заглянуть глубже — не старается понять сложную личность, довольствуясь какими-то несущественными внешними деталями вроде комичного копирования походки и жестикуляции ради достижения идеального, но по большему счету второстепенного, портретного сходства. Получилась странная ситуация: тщательно воссозданный исполнителем главной роли Эштоном Кутчером образ в итоге становится всего лишь плоской двумерной иллюстрацией знаменитых цитат и переданных со слов друзей или случайных свидетелей полумифических эпизодов «жития» Джобса.

Кадр из фильма «Джобс: Империя соблазна». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Джобс: Империя соблазна». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Стив Джобс прожил такую жизнь, что хватит на несколько фильмов, только успевай расставлять акценты: драма об одиночестве, духовном поиске себя и своего места в мире, корпоративный триллер с тайными сговорами, интригами и предательствами или «в лоб» — история гения, изменившего мир. Не очень понятным образом сценарий именно этого фильма сумел избежать четкого акцентирования — с какой бы стороны ни подходили к образу героя, раскрыть его не получилось ни на одном из уровней. Как мячик из первого детища Джобса, игры Breakout, сюжет хаотично мечется из стороны в сторону.

Важные для становления личности этапы сжимаются в короткие, ничего не значащие эпизоды. Например, паломничество в Индию — такой простор для поэтических излияний, такая богатая почва для высадки всей философии Джобса. Пускай даже за недостатком фактов это стало бы отчасти художественным вымыслом. Но нет, в фильме на этот эпизод выделили не больше пяти минут.

Хронология ленты судорожно-сумбурная. Слишком быстро сменяются года, и не всегда понятно, как тот или иной отрезок фильма связан с тем, что происходило на экране ранее. С точки зрения драматургии картина не выглядит связным и цельным полотном, постоянно спотыкаясь и сбиваясь с собственного ритма.

Из поля зрения выпал огромный и по-настоящему важный этап жизни главного героя длиной почти в десять лет — тот самый период, когда Джобс и Apple не были словами-синонимами. С середины 1980-х по середину 1990-х Стив напрямую не принимал никакого участия в жизни компании. На печи он, естественно, не лежал. По мнению многих экспертов, как раз тогда Джобс «набил руку» на управлении побочной компанией NeXT и выкупленной у Lucasfilm студии Pixar он вырос в того гениального менеджера, каким его знает мир. В фильме этот ключевой фрагмент передан так: Стив Джобс ушел — титры «прошло десять лет» — Стив Джобс вернулся. Это, несомненно, грандиозное упущение, непростительное для жанра.

Кадр из фильма «Джобс: Империя соблазна». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Джобс: Империя соблазна». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Рассматривать личность Джобса в отрыве от Apple практически невозможно, но, кажется, что компания значит в фильме гораздо больше, чем человек, ее создавший. Ни на минуту герою не позволяют устремиться мыслями к чему-то другому, его личная жизнь так и остается за скобками. Отношения с первой дочерью затронуты через дурно сыгранную сцену малодушной истерики девочки перед матерью (Джобс долгие годы не признавал отцовства), а довольно трагичная история с собственными биологическими родителями не освещается вовсе.

В итоге получился образ нерешительного, неуравновешенного, заносчивого бездельника, который благодаря умелому манипулированию менее предприимчивыми, но куда более талантливыми людьми стяжал славу и богатство. Жестокий с подчиненными, с родными, с друзьями, теряющий человеческий облик технократ, готовый жертвовать собой ради служения бездушной рукотворной Машине.

Подобное видение вполне могло бы иметь место. В пример тому биография Цукерберга (фильм «Социальная сеть»), где Джесси Айзенберг представляет создателя Facebook чуть ли не отрицательным героем, вызывающим при этом неподдельное зрительское участие и интерес. Проблема «Империи соблазна» от первой и до последней минуты кроется в несмелом сценарии и его упущенных возможностях. Биографический фильм должен (обязан!) не просто увлекать, а вдохновлять зрителя, но «Джобс» с задачей не справляется. Представьте себе боевик без выстрелов и драк или комедию без шуток — вот такое разочарование оставляет после просмотра это кино.

Посмотреть расписание фильма «Джобс: Империя соблазна» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20130923/jobs/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля