В иркутский прокат вышло продолжение успешнейшей комедии «Одноклассники» с участием Адама Сэндлера и его друзей разной степени известности.
В предыдущей серии преуспевающий голливудский агент Ленни (Адам Сэндлер) решил свозить жену (Сальма Хайек) и детей на уикенд в свой родной провинциальный городок. Это трогательное намерение вылилось в похабную встречу с бывшими одноклассниками и практически безалкогольный (ведь рядом дети!) дебош с каскадом низкопробных шуток и отвратительных розыгрышей.
Судя по второй серии, именно такое существование Ленни предпочел гламурному вращению в мире шоу-бизнеса, поскольку теперь он переселился с семьей в этот городишко. А вот у его друзей все по-прежнему: толстяк Эрик (Кевин Джеймс) воспитывает весьма странного сына; подкаблучник Курт (Крис Рок) продолжает отвоевывать у строгой жены статус главы семейства; доморощенный плейбой Маркус (Дэвид Спейд) заводит сомнительные романы и пытается наладить контакт с великовозрастным плодом одного из них.
Грядущую вечеринку в честь окончания учебного года вся эта гоп-компания, несомненно, проведет в свойственном ей «искрометном» физиологическом стиле. В общем, как говорила одна героиня Достоевского, «Ах, давайте, давайте ничего не стыдиться!».
Великий «гражданин мира» Владимир Набоков неоднократно сетовал на тот лингвистический факт, что русское слово «пошлость» никак не желает поддаваться буквальному переводу на английский. Писателя приводили в ужас безвкусные рекламные ролики (как известно, родившиеся одновременно со штатовским телевидением), а объяснить американцам, насколько это «poshlo», он не мог и огорчался чрезвычайно.
Трудно и представить себе, что случилось бы с классиком, доживи он до появления комедий с Адамом Сэндлером. Уже в начале текущего века смешно было вспоминать, что верхом экранного неприличия незадолго до того считались комедии с кривлякой Джимом Кэрри. Последний на фоне Сэндлера стал выглядеть не более чем невинным младенцем, да и публика к нему моментально остыла.
Пришла эра комедианта-деграданта Адама. «Маменькин сынок», «Большой папа», «Миллионер поневоле», «Управление гневом» — это все Сэндлер конца 1990-х и начала 2000-х. И фильмов тупее, пошлее, скабрезнее и инфантильнее Америка еще не знала. Видно, именно поэтому сэндлеровские комедии стабильно зарабатывают в прокате сотни миллионов долларов, поистине невероятные для продукции подобного качества.
Один из самых прибыльных фильмов с Сэндлером — это «Одноклассники» трехлетней давности. А комедия «Одноклассники 2» стала первым сиквелом в карьере сверхуспешного комика. Учитывая, что все сиквелы на свете получаются слабее своих оригиналов, неудивительно, что вторые «Одноклассники» оказались, пожалуй, наихудшей комедией Сэндлера. А также сквернейшей комедией года, если не пятилетки. О чем говорить, если даже «Очень страшное кино 5» не производит столь же обескураживающего впечатления.
Разумеется, и первая часть вовсе не была перлом создания. В 2010-м «Одноклассники» показались всего лишь нервной реакцией Сэндлера на прогремевший за год до того «Мальчишник в Вегасе». Но там все было в традициях прежнего Сэндлера: сравнительно приемлемых (для современного Голливуда!) границ приличия «Одноклассники» почти не переступали.
Вторые же «Одноклассники» — опус за гранью добра и зла. Отсюда невозможно пересказать ни одной шутки, просто потому что таким описаниям не место в СМИ. Да и ни к чему пересказывать патологически несмешные сценки, ибо чего-либо остроумного здесь, уж поверьте, нет. На прискорбном общем фоне шедевром юмора выглядит даже брошенное мимоходом замечание персонажа Криса Рока: «Белые совсем перестали бояться черных парней… Будь проклят Обама!».
Все-таки удивительно, до какой степени болезненного бесстыдства умеют доходить люди, особенно те, кто избалован вниманием кинокамеры. Просмотр «Одноклассников 2» можно назвать эффективнейшим подручным средством для того, кому по каким-то причинам захотелось испытать чувство острого стыда за человечество в целом.
Существует понятие первородного греха — самого первого, совершенного человеком. А происходящее в «Одноклассниках 2» впору признать за противоположное — последнюю ступень нравственного падения. Вполне возможно, что Судный день произойдет сразу после того, как Бог удостоит своим просмотром именно эту картину.